Физики впервые получили "странную" антиматерию - РИА Новости, 05.03.2010

Физики впервые получили "странную" антиматерию

© Brookhaven National LaboratoryРождение ядер антиматерии в столкновениях ионов золота на коллайдере RHIC
Рождение ядер антиматерии в столкновениях ионов золота на коллайдере RHIC

МОСКВА, 5 мар - РИА Новости. Международная группа физиков, входящих в коллаборацию STAR, впервые получила в экспериментах на коллайдере RHIC (Relativistic Heavy Ion Collider) в США странную антиматерию - ядра из античастиц, содержащих так называемые "странные кварки".

Результаты эксперимента были обнародованы в пятницу в журнале Science.

"Это новый вид антиматерии, мы приблизились к пониманию того, как была устроена Вселенная на ранней стадии", - сказал РИА Новости один из авторов работы Юрий Панебратцев, начальник отдела Лаборатории физики высоких энергий (ЛФВЭ) Объединенного института ядерных исследований (Дубна).

Ядра "обычных" атомов состоят из протонов и нейтронов, в то время как антиматерия построена из античастиц, например, антипротонов. Ранее физикам, в частности, российским ученым в экспериментах на ускорителе в Серпухове, удавалось получить ядра антиматерии, вплоть до получения ядер антилития.

В экспериментах на коллайдере RHIC, где проводились столкновения ионов золота, ученым удалось получить так называемые гиперядра- ядра гипертритонов и антигипертритонов. Эти ядра содержат помимо протонов и нейтронов необычный компонент - лямбда-гипероны. Эта частица состоит из верхнего и нижнего кварков (из них построены протоны и нейтроны), а также содержит странный кварк.

Антигиперядра, полученные в эксперименте, состоят из античастиц - антипротонов, антинейтронов и антилямбда-гиперонов.

"Это открытие может иметь беспрецедентные последствия для нашего представления о мире. Этот вид антиматерии открывает дверь в новые измерения на ядерной карте", - отмечает один из авторов работы, немецкий физик Хорст Штокер (Horst Stoecker), вице-президент Гельмгольцевской ассоциации научных лабораторий.

Разгадка тайны антиматерии

Согласно современным представлениям, в момент рождения Вселенной частицы и античастицы должны были появляться в равных количествах. Однако сейчас антиматерии во Вселенной нет. Возможно, результаты этого эксперимента помогут понять эту асимметрию, говорит Панебратцев.

Как говорится в статье, в результате эксперимента антигиперядер было получено примерно в два раза меньше, чем "обычных" гиперядер.

"Наш расчеты свидетельствуют о рождении около 70 антигипертритонов и около 157 гипертритонов", - пишут ученые.

По словам Панебратцева, возможно это связано с процессами на ранних стадиях развития Вселенной. "Столкновения на высоких энергиях - подход к изучению ранних стадий развития Вселенной и в каком-то смысле это начинает проливать свет на эту асимметрию", - сказал собеседник агентства.

Ученые полагают, что "странная" материя может существовать в недрах нейтронных звезд.

Противники запуска Большого адронного коллайдера также заявляют, что на этом ускорителе могут рождаться капельки странной материи, которая может сделать "странной" всю обычную материю, уничтожив таким образом наш мир.