Ученые нашли самого древнего родственника динозавров - РИА Новости, 04.03.2010

Ученые нашли самого древнего родственника динозавров

© Фото : Marlene Hill Donnelly, Field MuseumРеконструкция внешнего вида Асилизавра (Asilisaurus kongwe), близкого родственника динозавров
Ученые нашли окаменелые останки самого древнего животного, образующего с динозаврами одну эволюционную ветвь, что говорит о более раннем, примерно на 10-15 миллионов лет, отделении предков динозавров от других типов животных, обитавших на доисторической Земле.

МОСКВА, 4 мар - РИА Новости. Ученые нашли окаменелые останки самого древнего животного, образующего с динозаврами одну эволюционную ветвь, что говорит о более раннем, примерно на 10-15 миллионов лет, отделении предков динозавров от других типов животных, обитавших на доисторической Земле, сообщается в статье исследователей, опубликованной в четверг в журнале Nature.

Обнаруженный вид животных получил название Asilisaurus kongwe - от asili ("предок" или "основание" на языке суахили), sauros ("ящер" на греческом ) и kongwe ("древний" на языке суахили). Он относится к животным из не так давно открытой группы силезавров (silesaurs), состоящим примерно в таком же родстве, в каком человек состоит с самым близким своим родственником - шимпанзе. Асилизавр, по мнению ученых, жил примерно 243 миллиона лет назад, тогда как останки самого древнего динозавра, обнаруженные на данный момент, имеют возраст всего 230 миллионов лет.

Это говорит о том, что общий предок динозавров отделился от остальных примитивных ящеров, потомками которых являются, например, современные крокодилы, существенно раньше, чем считалось прежде - около 250 миллионов лет назад. Асилизавры жили бок о бок с динозаврами на протяжении всего триасового периода с 250 до 200 миллионов лет назад. Ученые теперь полагают, что другие родственники динозавров, такие, например, как летающие ящеры, тоже появились раньше, чем принято считать.

Асилизавры были распространены на всех континентах мира, составлявших тогда единый суперматерик Пангею.

Ведя раскопки в Танзании, авторы статьи - группа палеонтологов во главе со Стирлингом Несбиттом (Sterling Nesbitt) из Техасского университета в США обнаружили останки сразу 14 особей асилизавров. Это позволило ученым практически полностью восстановить облик древнего родственника ископаемых рептилий.

Асилизавр передвигался на четырех лапах, был небольших размеров - не более 3 метров от кончика носа до кончика длинного хвоста, составлявшего до половины длины всего тела, и весил от 10 до 30 килограммов. У него была вытянутая морда с нижней челюстью, снабженная заостренным ороговевшим кончиком и рядом треугольных зубов. Авторы статьи полагают, что характерные черты асилизавра указывают на то, что это было травоядное или всеядное животное.

До сих пор палеонтологи считали, что наиболее близкие предки динозавров были сугубо хищными животными и передвигались на двух лапах.

"Асилизавр несет на себе черты, сильно отличающиеся от тех, что мы ожидали увидеть у родственника первых динозавров, особенно это касается его способности употреблять растительную пищу и перемещаться на четырех лапах", - сказал соавтор публикации Рэнделл Ирмис (Randall Irmis) из Университета Юты, слова которого приводит пресс-служба учебного заведения.

Тот факт, что общие предки асилизавров и динозавров были сугубо хищными животными, указывает на три различных независимых пути эволюции и появления травоядных среди этих групп животных в течение всего 10 миллионов лет. Другими группами животных, освоившими питание растениями в этот период времени, были птицетазовые динозавры и динозавры из группы зауроподоморфов.

Ученые полагают, что способность питаться растительной пищей дала животным эволюционные преимущества перед конкурентами, так как экосистема тех времен была представлена в основном хищниками, находившимися друг с другом в сильной конкуренции.

Останки асилизавров были обнаружены среди останков других типов животных - примитивных родственников современных крокодилов, что говорит о более раннем и быстром разделении эволюционных этих животных, чем считалось прежде.

"Наше исследование заставляет предположить, что в то время, примерно 250 миллионов лет назад, существовало больше групп животных, которые нам еще предстоит обнаружить. Чем больше мы о них узнаем, тем больше мы понимаем о появлении и эволюции самих динозавров и других групп животных", - подытожил Ирмис.