Первыми поселенцами в Гренландии были выходцы из Сибири - ученые - РИА Новости, 11.02.2010

Первыми поселенцами в Гренландии были выходцы из Сибири - ученые

© Фото : Bjarne GronnowМесто раскопок
Место раскопок

МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Ученые сумели почти полностью расшифровать геном одного из первых поселенцев Гренландии и установить их связь с современными сибирскими народами, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature.

Авторы работы сумели реконструировать облик этого человека, получившего имя Инук, и доказать, что существовавшая на западном побережье Гренландии примерно с 2500 до 800 год до нашей эры древняя гренландская саккакская культура первых поселенцев произошла от чукчей, коряков и нганасанов. Ранее считалось, что древние саккаки - потомки мигрировавших в Гренландию народов, уже заселивших к этому времени Северную Америку, и предшественники современных гренландских эскимосов.

В своей работе группа ученых под руководством Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета использовала фрагменты ДНК, извлеченные из волос саккакского мужчины. Эти волосы были обнаружены в условиях вечной мерзлоты, где они пролежали примерно 4 тысячи лет. Генетики получили их из архивов Гренландского национального музея.

Эти волосы и несколько фрагментов костей - все, что имеется у археологов на сегодняшний день из останков древних обитателей Гренландии, история которых во многом до сих пор остается загадкой.

В результате кропотливой работы ученые сумели расшифровать 80% ДНК древнего саккакского человека. Сравнив ДНК Инука с геномом современных людей, ученые выявили более 353 тысяч единичных замен "букв" ДНК, указывающих на характерные черты обладателя этого генома. Ученые определили, что Инук скорее всего имел карие глаза, смуглую кожу, передние зубы лопатоподобной формы, а также сухую ушную серу. Последнее обстоятельство делало его восприимчивым к различным ушным инфекциям. Скорее всего Инук имел склонность к облысению, а потому большое количество волос, которое было обнаружено учеными, указывает на его преждевременную смерть.

Кроме того, Инук и его соплеменники имели генетические адаптации, помогавшие им выживать в суровых условиях крайнего севера.

Наибольшее удивление ученых вызвал тот факт, что геном Инука оказался похож на геном людей, живущих в настоящее время - северных сибирских народов: чукчей, коряков и нганасанов. Это говорит о том, что саккаки пришли в Гренландию не из Америки, как считалось прежде, и не являются предками современных ее обитателей - эскимосов.

Таким образом, наиболее древняя миграция в Гренландию состоялась примерно 5,5 тысячелетия назад и была независимой от более раннего миграционного потока, в результате которого заселенными оказались обе Америки.

Ученым неизвестны причины, по которым саккаки предпочли морозный климат Арктики теплым регионам Америки. Вероятно, они отказались от миграции в эти регионы из-за того, что они были уже заселены.

Авторы публикации полагают, что их работа сделает возможным генетический анализ образцов мягких тканей, принадлежавших носителям других вымерших культур, обитавших в более теплых уголках Земли. В настоящее время этот анализ слишком дорог, так как ученым приходится проделывать массу дополнительной работы по отделению исследуемой древней ДНК от ДНК загрязняющих бактерий и плесени.

"Наши предыдущие работы по восстановлению ДНК вымерших животных - мамонтов - привели к расшифровке генетической последовательности, содержащей "белые пятна" и ошибки из-за загрязнения генетического материала и того, что технологии устранения этих загрязнений были в своем "зачаточном" состоянии. Геном Инука, полученный с использованием этих наработок, по своему качеству уже сопоставим с расшифрованными геномами современных людей", - сказал Виллерслев, слова которого приводит пресс-служба Копенгагенского университета.

"Наши открытия могут существенно помочь ученым, изучающим истории вымерших цивилизаций, так как разработанный нами метод позволяет изучать генетический материал, даже сильно загрязненный посторонними ДНК", - добавил исследователь.