Астрономы впервые "увидели" редкую сверхновую в радиотелескоп - РИА Новости, 28.01.2010

Астрономы впервые "увидели" редкую сверхновую в радиотелескоп

МОСКВА, 28 янв - РИА Новости. Астрономы впервые с помощью радиотелескопа зафиксировали взрыв сверхновой звезды, который не сопровождался обычным в таких случаях всплеском гамма-излучения, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature.

Это событие позволит глубже понять природу таких космических объектов и выявить новые взрывы сверхновых без помощи космических спутников.

Астрономы под руководством Алисии Содерберг (Alicia Soderberg) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Массачусетсе с помощью радиотелескопа VLA (Very Large Array) обнаружили звездное вещество, движущееся на скорости, близкой к скорости света, - след взрыва сверхновой, получившей название SN2009bb.

Ранее ученые могли находить такие редкие явления, как взрывы сверхновых, только с помощью детекторов гамма-излучения, всплеск которого возникает во время взрыва. Источником этого жесткого электромагнитного излучения служит материя, разогнанная взрывом до околосветовых скоростей. Однако в данном случае, наблюдая за взрывом, астрономы не обнаружили никакого гамма-всплеска.

По мнению авторов работы, это может быть связано с тем, что вспышка гамма-лучей была направлена в другую сторону от Земли. Кроме этого, есть версия, что лучи были "подавлены" самой звездой.

"Открытие такой сверхновой через наблюдение за ее радиоизлучением, а не за гамма-лучами, - это прорыв. С новыми возможностями расширенного VLA, которые скоро будут доступны, мы в будущем сможем делать больше таких открытий, чем спутники с детекторами гамма-лучей", - сказала Содерберг, чьи слова приводит пресс-служба Национальной радиоастрономической обсерватории.

Сверхновыми обычно взрываются очень массивные звезды, затухающие термоядерные реакции в центре которых не могут больше поддерживать вес звездного вещества, которое начинает резко сжиматься к центру небесного тела. Оставшаяся часть вещества отбрасывается во внешнее космическое пространство. Скорость движения вещества при этом, как правило, не превышает 3% от скорости света, однако вновь обнаруженная звезда относится к исключениям из этого правила.

Редкий тип, к которому относится SN2009bb, ученые называют "гиперновыми", или "сверхновыми с мотором" ("engine-driven" supernova). В центре взрыва такой звезды образуется очень плотный объект - черная дыра или нейтронная звезда, вокруг которой формируется вращающийся диск вещества, захватываемый силами гравитации. Этот диск и разгоняет звездное вещество, падающее к ядру, до световых скоростей.

До сих пор не ясно, какие свойства звезды приводят к возникновению "мотора" при ее превращении в сверхновую. Ученые надеются, что, используя возможности радиоастрономии, они смогут найти ответ на этот и другие вопросы, связанные с подобными космическими явлениями.