Ученые создали приманку для комаров с запахом человека - РИА Новости, 28.01.2010

Ученые создали приманку для комаров с запахом человека

Ученые создали приманки для комаров на основе соединений, повторяющих химический состав человеческого запаха, которые успешно прошли первые испытания.

МОСКВА, 28 янв - РИА Новости. Ученые создали приманки для комаров на основе соединений, повторяющих химический состав человеческого запаха, которые успешно прошли первые испытания, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале PLoS ONE.

Группа ученых под руководством Фредроса Окуму (Fredros Okumu) из Института здоровья в Ифакаре, Танзания, создала приманку, состоящую из основных химических соединений, привлекающих комаров в запахе человека. Среди этих веществ - выдыхаемый людьми CO2, а также аммиак, L-молочная кислота и ряд алифатических карбоновых кислот, входящие в состав человеческого пота.

Действенность этой приманки, в отличие от уже существующих, подтверждается не только лабораторными, но и полевыми экспериментами с участием добровольцев, что, по словам авторов, является существенным продвижением в этой области.

Комары - переносчики таких опасных заболеваний, как малярия и желтая лихорадка. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от этих болезней умирает более одного миллиона человек. Авторы работы надеются, что их разработки помогут перейти от мониторинга распространения малярии и других болезней к более активным действиям.

В ходе экспериментальной проверки работоспособности приманки ученые изучили, чему специально выращенные в лаборатории комары отдают предпочтение - запаху приманки или запаху носков, которые в течение 10 часов до этого носил 26-летний доброволец.

После 14 повторений эксперимента оказалось, что примерно половина комаров выбирает ловушку с приманкой, что, по словам ученых, говорит о том, что комары не чувствуют разницы между двумя источниками запаха.

Затем тестирование приманки продолжили в полевых условиях: в четырех хижинах на расстоянии от десяти до 100 метров друг от друга разместили два варианта синтезированной приманки и двух добровольцев, которые спали там в течение ночи.

В ходе такого эксперимента синтетическая приманка привлекла в три-пять раз больше диких комаров различных видов, обитающих в Африке, чем люди. При размещении приманки в одном помещении с людьми в этой хижине также собиралось в два-пять раз больше насекомых, чем в тех, где находились только люди.

Недостаток новинки, на который указывают сами авторы, состоит в том, что, выбирая непосредственно между человеком и искусственным источником запаха в одном месте, комары все же чаще выбирают человека.

Это обстоятельство затрудняет использование ловушек в помещениях. "Наши наблюдения в сочетании с более ранними показывают, что ловушки с такой приманкой нужно размещать как минимум за 30 метров от жилья", - сообщают ученые.