"Приручение" риса заставило азиатов краснеть от алкоголя - РИА Новости, 20.01.2010

"Приручение" риса заставило азиатов краснеть от алкоголя

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Причиной появления распространенной среди жителей Азии и Дальнего Востока генетической мутации, порождающей алкогольную реакцию покраснения лица, может быть окультуривание риса в эпоху неолита, говорится в статье, опубликованной в среду китайскими учеными в журнале BMC Evolutionary Biology.

Покраснение лица, шеи и плеч после приема спиртного, часто сопровождающееся тошнотой, головокружением и сердцебиением, отмечается примерно у 50% жителей Азии и вызвана нехваткой фермента альдегиддегидрогеназы, которая связана с расщеплением алкоголя в организме. В свою очередь, это обусловлено присутствием аллели (разновидности гена) ADH1B*47His.

Авторы исследования, Бин Су (Bing Su) из Китайской академии наук и его коллеги обследовали представителей 38 групп населения современного Китая, принадлежащих к разным этносам - от собственно китайцев (ханьцев) до тибетцев, и обнаружили, что аллель ADH1B*47His появляется примерно в то же время, что и возделывание риса в южном Китае.

"Наши данные говорят, что появление аллели ADH1B*47His произошло примерно от 70 до 10 тысяч лет назад. Географическое распределение этой аллели в Восточной Азии соответствует наиболее древним районам возделывания риса", - говорится в статье.

"Это означает, что появление мутации, приводящей к покраснению лица под действием алкоголя, может быть объяснена началом возделывания риса в эпоху неолита. Это один из случаев, который показывает, как человек генетически адаптировался к резким изменениям в режиме питания во времена неолита (когда произошел переход от охоты и собирательства к земледелию)", - делают вывод ученые.

По их мнению, вместе с началом возделывания риса появилась технология сбраживания - ферментации риса для получения спирта, который использовали для обезболивания, дезинфекции, консервации.

Су и его коллеги полагают, что покраснение лица может быть реакцией адаптации к негативным эффектам потребления алкоголя. Авторы статьи также отмечают, что люди, которые являются носителями аллели ADH1B*47His, меньше рискуют стать алкоголиками - неприятные реакции, которые они испытывают, влияет на их поведение и защищает их от излишнего потребления алкоголя.

"Эта аллель может также защитить внутренние органы от ущерба, наносимого алкоголем", - отмечают авторы статьи.