Сон помогает птицам так же, как и людям, лучше запоминать информацию - РИА Новости, 13.01.2010

Сон помогает птицам так же, как и людям, лучше запоминать информацию

Сон помогает птицам, как и людям, лучше запоминать информацию и выполнять заученное накануне упражнение, что является недостающим звеном знаний, связывающих эксперименты с человеческой памятью и изучение изменения поведения животных после сна, и может быть использовано в дальнейших работах по исследованию человеческой памяти.

МОСКВА, 13 янв - РИА Новости. Сон помогает птицам, как и людям, лучше запоминать информацию и выполнять заученное накануне упражнение, что является недостающим звеном знаний, связывающих эксперименты с человеческой памятью и изучение изменения поведения животных после сна, и может быть использовано в дальнейших работах по исследованию человеческой памяти, сообщается в статье ученых, опубликованной в журнале Journal of Neuroscience.

"Мы хотели показать, что наблюдаемые у людей изменения в поведении, связанные со сном, фиксируются и у животных. Что оказалось наиболее важным - это то, что для животных, в частности птиц скворцов, оказались справедливыми те же закономерности, что и для людей, мы не обнаружили чего-либо кардинально отличного", - сказал один из авторов публикации Тимоти Браун (Timothy Brawn), слова которого приводит пресс-служба Медицинского центра при Чикагском университете.

Авторы данной публикации уже показывали в своих предыдущих работах, что сон позволяет значительно улучшить способности людей, тренирующихся, например, игре в компьютерные игры - шутеры от первого лица. В процессе сна, согласно представлениям ученых, происходит упорядочивание полученных за предыдущий день знаний. Подобные возможности мозга до сих пор не были показаны достоверно на примере взрослых особей животных, что и побудило команду профессора Дэниэла Маргулиша (Daniel Margoliash) на проведение следующего эксперимента.

Подопытные скворцы в ходе эксперимента должны были научиться понимать различия между двумя пятисекундными отрывками мелодий птичьего пения, в ответ на которые они должны были совершить или не совершить определенное действие.

Если они слышали так называемую "побуждающую мелодию", то получали порцию пищи после того, как просовывали клюв в специальное отверстие в клетке. Если же они совершали подобное действие в ответ на "непобуждающую мелодию", то в клетке на короткое время гасло освещение.

Во всех группах подопытных птиц ученым удалось обнаружить улучшение качества выполнения этой задачи после периода сна - ту же самую закономерность, что наблюдается и у людей. При этом ученые не смогли обнаружить у птиц другой закономерности, касающейся способности людей запоминать - некоторого ухудшения способности запоминать или выполнять задачу по мере течения дня до отхода ко сну.

Ученые склонны объяснять это тем, что в отличие от людей, выполняющих за день массу различных задач, птицы, помещенные в клетки, не делают практически ничего, что могло бы отвлечь их от задачи, выполнению которой они обучаются.

"Наши результаты позволяют заключить, что улучшение способности запоминать информацию или выполнять определенный тип задач в результате сна - общее явление, свойственное едва ли не всем позвоночным, которое сохранилось и укрепилось среди различных видов в течение многих миллионов лет эволюции. Нам было очень важно показать это, и теперь стало возможно проводить эксперименты с памятью животных, которые трудно или вовсе невозможно провести на основе человеческой памяти", - сказал Маргулиш.

Это означает, что ученые смогут использовать животных для изучения закономерностей работы человеческой памяти.