Коллайдер и две бутылки пива, или "наследство" предшественника БАК - РИА Новости, 16.11.2009

Коллайдер и две бутылки пива, или "наследство" предшественника БАК

© РИА Новости / Виталий БезрукихКоллайдер и две бутылки пива, или "наследство" предшественника БАК
Коллайдер и две бутылки пива, или наследство предшественника БАК
История с птицей, забросившей французский батон в силовую подстанцию, обслуживающую систему охлаждения Большого адронного коллайдера, заставила Джеффа Брамфила рассказать подобную историю с предшественником БАКа - электрон-позитронным коллайдером LEP.

История с птицей, забросившей французский батон в силовую подстанцию, обслуживающую систему охлаждения Большого адронного коллайдера, заставила Джеффа Брамфила (Geoff Brumfiel), ведущего блог на сайте журнала Nature, рассказать подобную историю с предшественником БАКа - электрон-позитронным коллайдером LEP.

Это произошло в 1996 году, когда Большого адронного коллайдера еще не было. В то время физики ЦЕРНа работали с другой установкой - Большим электрон-позитронным коллайдером (Large Electron-Positron Collider - LEP). Этот ускоритель находился в том же 27-километровом тоннеле, где сейчас находится БАК, но в нем сталкивались не ускоренные пучки протонов, а электроны и их античастицы — позитроны.

Физики тогда только что закончили модернизацию установки, которая позволила увеличить энергию частиц с 90 до 161 гигаэлектронвольта. В результате ученые рассчитывали наблюдать за рождением W+ и W- бозонов - переносчиков слабого ядерного взаимодействия. В июне все уже было готово к запуску, когда возникло неожиданное препятствие: пучок частиц почему-то не мог пройти до конца все кольцо ускорителя.

Тщательное обследование установки позволило выяснить причину - две бутылки из-под пива "Хейнекен", вбитые в трубу, по которой проходил пучок.

LEP был значительно менее мощной и менее сложной установкой, чем БАК. В нем использовались обычные, а не сверхпроводящие магниты, поэтому доступ к центральному элементу ускорителя - вакуумной трубе, где циркулировали частицы, был значительно проще, а ремонтные работы можно было провести быстрее и проще.

Несмотря на это, инцидент был признан достаточно серьезным, чтобы привлечь полицию к расследованию этой диверсии, и усилить меры безопасности. Однако, виновника происшествия найти так и не удалось.

"Мы так и не нашли того, кто это сделал", - сказал автору заметки пресс-секретарь ЦЕРНа Джеймс Гиллес (James Gillies). До сих пор "мы не знаем, было ли это намеренной диверсией или нет", добавил он.

Специалисты ЦЕРНа в начале ноября этого года обнаружили необъяснимое повышение температуры в двух секторах Большого адронного коллайдера. Обследование установки показало, что неполадка связана с куском багета - длинной французской булки, попавшей в оборудование электроподстанции, питавшей систему охлаждения.

Физики полагают, что кусок хлеба забросила в здание птица - по крайней мере, там были найдены птичьи перья. Экспериментаторы подчеркивают, что инцидент никак не повлияет на сроки запуска Большого адронного коллайдера.