Экипаж 19-й экспедиции на МКС и космический турист вернутся на Землю - РИА Новости, 11.10.2009

Экипаж 19-й экспедиции на МКС и космический турист вернутся на Землю

© NASAЭкипаж 19-й экспедиции на МКС и космический турист вернутся на Землю
Экипаж 19-й экспедиции на МКС и космический турист вернутся на Землю
Экипаж 19-й экспедиции на МКС - россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Барратт, а также космический турист, основатель канадского Cirque du Soleil ("Цирк Солнца") и фонда One Drop ("Одна капля") Ги Лалиберте в воскресенье вернутся на Землю после "космической командировки" на МКС.

МОСКВА, 11 окт - РИА Новости. Экипаж 19-й экспедиции на МКС - россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Барратт, а также космический турист, основатель канадского Cirque du Soleil ("Цирк Солнца") и фонда One Drop ("Одна капля") Ги Лалиберте в воскресенье вернутся на Землю после "космической командировки" на МКС, сообщил РИА Новости представитель ЦУП.

Закрытие люков после перехода экипажа с МКС на пилотируемый корабль "Союз ТМА-14" намечено на 2.03 мск, отстыковка "Союза" от станции - на 5.07 мск.

По словам собеседника агентства, посадка спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-14" с космонавтами ожидается в 8.30 мск на территории Казахстана.

Посадку будут обеспечивать вертолеты, самолеты, поисково-спасательные машины и машина связи Росаэронавигации.

Новым командиром МКС впервые стал европейский астронавт - 48-летний Франк де Винн. В его подчинении до 1 декабря будет находиться объединенный экипаж из шести человек. Кроме де Винна на МКС останутся российский космонавт Роман Романенко, канадец Роберт Тирск, американский астронавт Николь Скотт, которая ожидает отлета на Землю первым же рейсом американского шаттла. На МКС также будут работать вновь прибывший экипаж - россиянин Максим Сураев и американец Джеффри Уильямс. После 1 декабря, когда де Винн покинет станцию, новым командиром МКС станет Уильямс.

Помимо смены экипажей, на МКС производится замена кораблей "Союз", которые играют роль "спасательных шлюпок" - только на них в отсутствие американских шаттлов можно эвакуировать людей со станции в случае разгерметизации, пожара или другой серьезной нештатной ситуации. На "Союзе ТМА-14" члены 19-й экспедиции МКС возвращаются на Землю, а причальный порт станции занимает теперь новый корабль - "Союз ТМА-15", на котором прилетели космонавты экипажа 20-й экспедиции. Кроме того, к МКС пристыкован "Союз ТМА-16", на котором на станцию прилетели Сураев, Уильямс и Лалиберте.

Что сделал экипаж 19-й экспедиции за время пребывания на МКС

Во время пребывания на станции экипаж 19-й экспедиции осуществил стыковку нескольких американских шаттлов, российских грузовых кораблей "Прогресс". Космонавты также осуществили два выхода в открытый космос по российской программе в новых российских скафандрах "Орлан-МК". До этого космонавты осуществляли выходы в космос в скафандрах предыдущей серии "Орлан-М". Скафандры "Орлан-МК", в отличие от своих предшественников, полностью компьютеризированы.

Кроме того, экипаж выполнил обширную программу научно-прикладных исследований - 43 научных эксперимента, пять из которых были выполнены впервые ряд совместных российско-европейских. За время пребывания на МКС экипаж поставил научные эксперименты по биотехнологии, медицине, астрофизике, геофизике, технические эксперименты, по дистанционному зондированию Земли - видео и фотосъемка поверхности Земли. Как сообщал ранее Падалка, большинство экспериментов - это фундаментальные исследования, которые сейчас никакой выгоды человечеству не принесут, но в будущем их результаты очень пригодятся в решении многих проблем.

За сохранение чистой воды на Земле

Космический турист Лалиберте, которому в сентябре исполнилось 50 лет, тоже выполнил свою программу. Он использовал свой полет на МКС, чтобы с орбиты донести для людей важность вопроса дефицита чистой питьевой воды на Земле и привлечь особое внимание к проблемам ее сохранения для человечества. За свой полет на МКС он заплатил 35 миллионов долларов.

Под лозунгом "Вода для всех, все для воды" фонд One Drop, основанный Лалиберте, стремится привлечь внимание к проблеме дефицита чистой питьевой воды и обеспечить населению мира свободный доступ к незагрязненным источникам.

Кроме того, 9 октября по времени Монреаля (Канада) а по московскому времени - 10 октября прошло беспрецедентное социально-поэтическое шоу "Сдвинуть звезды и Землю ради сохранения воды", которым Лалиберте режиссировал с МКС, а участвовали в шоу артисты и публичные персоны мировой величины.

Шоу, посвященное проблеме нехватки питьевой воды, было доступно для просмотра в 14 городах мира. В прямом эфире на Интернет-сайтах onedrop.org и aol.com его наблюдали жители Монреаля, Москвы, Санта-Моники, Нью-Йорка, Йоханнесбурга, Мумбая, Марракеша, Сиднея, Токио, Тампы, Мехико, Рио-де-Жанейро, Парижа, Лондона.

В акции принимали участие бывший вице-президент США Альберт Гор, композитор Рахман (Индия), музыкант Клод Шале (Франция), певец Гару (Канада), путешественница Мод Фонтенуа (Франция), певицы Шакира, Татуя Иши (Япония) и Тиффани Спейгт (Австралия), группа U2, философ Вандана Шива (Индия), фотограф и журналист Янн Артус-Бертранд (Франция) и другие знаменитости.

Стихотворение о диалоге солнца, луны и капельки воды канадского писателя Янна Мартеля (Yann Martel) открыло шоу Ги Лалиберте. Далее последовало выступление бывшего вице-президента США Альберта Гора, говорившего о таянии полярных снегов, о загрязнении воды, о природных катаклизмах и многих других проблемах, связанных с экологией. Гор в своей речи призвал мир сплотиться во имя общей благой цели и попытаться "решить природный кризис и защитить нашу планету и все ее красоты".

Гвоздем программы стали выступления мировых звезд музыки, которые показывали свои невероятные номера из различных уголков планеты. Акробаты канадского Cirque du Soleil представили специально приготовленный для шоу "водный" номер, а из Москвы шло прямое включение с выступления балета Большого театра.

Сам же Лалиберте во время шоу представил видео-фрагменты и фотографии Земли из космоса и поделился своими впечатлениями. Земля выглядит настолько грандиозно и в то же время она так уязвима, отметил Лалиберте, объясняя насколько остро в современном мире стоит проблема нехватки питьевой воды и призывая сделать все возможное для решения этой проблемы.

Работа нового экипажа на станции

Новому экипажу МКС-21/22 также предстоит большая работа. В задачи новой экспедиции войдут прием и разгрузка трех транспортных кораблей "Прогресс", работа с экипажами трех американских шаттлов, выполнение выхода в космос по установке нового российского научного модуля МИМ-2. Кроме того, запланировано проведение 48 научных экспериментов - как разовых, так и долгосрочных.

Туризм на МКС

Международная космическая станция (МКС) в настоящее время является единственной площадкой для космического туризма.

Началом "эры космического туризма" стал полет на станцию американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито на борту российского корабля "Союз" 28 апреля 2001 года (завершился полет 6 мая). В состав экипажа "Союз ТМА-32", на котором летал Деннис Тито, входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года (полет завершился 5 мая). В состав экипажа, с которым летал Марк Шаттлворт, входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори.

Каждый из этих туристов заплатил за свой полет примерно по 20 миллионов.

Первого октября 2005 года на МКС улетел американский бизнесмен Грегори Олсен, его приземление состоялось 10 октября. Изначально он не был допущен к полету по медицинским показателям, но позже получил допуск. В состав экипажа входили российский космонавт Валерий Токарев и американский астронавт Уильям Макартур.

Первая женщина - непрофессиональный космонавт, американка иранского происхождения Ануше Ансари - отправилась на МКС 18 сентября 2006. Приземление состоялось 29 сентября. Сорокалетняя Ансари прошла тренировку в России и в хьюстонском центре NASA. До конца августа она оставалась лишь дублером японского бизнесмена Дайсукэ Эномото, также желавшего полететь в космос, однако в итоге не допущенного к полету из-за проблем со здоровьем. В состав экипажа, с которым летала Ануше Ансари, входили российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопес-Алегриа.

Полет пятого космического туриста - американского миллиардера венгерского происхождения Чарльза Симони начался 7 апреля 2007. Приземление состоялось 21 апреля. Для него были запланированы эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияние радиации). В состав экипажа, с которым полетел Чарльз Симони, входили российские космонавты Федор Юрчихин (командир корабля) и Олег Котов (бортинженер).

Полет шестого космического туриста начался 12 октября 2008, им был американский миллионер, разработчик компьютерных игр Ричард Гэрриот. Приземление состоялось 24 октября. Гэрриот - первый космический турист, который выполнил научные эксперименты по заказам коммерческих организаций, в частности, по выращиванию белковых кристаллов. За полет Гэрриот заплатил около 30 миллионов долларов, что, по его словам, является большей частью его состояния. В состав экипажа входили российский космонавт Юрий Лончаков (командир корабля) и американский астронавт Майкл Финк (бортинженер). Дублером Гэрриота был 38-летний австралийский бизнесмен Ник Хэлик.

Второй полет американского миллиардера венгерского происхождения Симони начался 26 марта 2009. Он вернулся на Землю 8 апреля 2009 года. Стоимость его повторного полета из-за инфляции и удорожания стоимости услуг возросла, по неофициальным данным, до 35 миллионов долларов.