Ученые обнаружили следы воды на поверхности Луны - РИА Новости, 24.09.2009

Ученые обнаружили следы воды на поверхности Луны

МОСКВА, 24 сен - РИА Новости. Три независимые группы ученых, которые работают с различными космическими аппаратами, выявили следы воды на поверхности Луны, особенно вблизи ее полюсов. Обнаруженные частицы формируются на поверхности спутника Земли под воздействием солнечного ветра и скапливаются вблизи более холодных полюсов, полагают авторы трех независимых публикаций, принятых к печати в пятничном выпуске журнала Science.

Поиски воды на Луне продолжаются уже не одно десятилетие, так как наличие значительных ее запасов сделало бы возможным создание постоянно действующей обитаемой станции на поверхности спутника. Для этих целей предназначен российский прибор ЛЕНД, который установлен на борту лунного зонда LRO, запущенного NASA на орбиту Луны в июне этого года. Аналог этого прибора, который работает на марсианском зонде MRO (Mars Reconnaissance Orbiter) уже позволил выявить ледники в районе полюсов Красной планеты, скрытые под толщей песка.

Пока же группе ученых во главе с Карлой Пиетерс (Carle Pieters) из Университета имени Брауна в США, работавшей с данными, собранными Индийским лунным зондом Чандраян-1, удалось показать, что поверхность Луны действительно поглощает излучение в части инфракрасного диапазона спектра, соответствующей воде или гидроксильным группам (ОН), находящимся на поверхности песчинок лунной пыли. При этом поглощение сильнее в полярных областях Луны.

К аналогичным выводам пришла группа Роджера Кларка (Roger Clark) из Геологической службы США, работавшая с данными спектрометра, установленного на борту Космической станции "Кассини". Этот космический аппарат пролетал мимо спутника Земли еще в 1999 году, когда и сделал свои наблюдения в видимой и инфракрасной части спектра электромагнитного излучения.

Завершает тройку публикаций сообщение Джессики Саншайн (Jessica Sunshine) из Мерилендского университета и её коллег, обобщивших опыт наблюдений за Луной в инфракрасном диапазоне с помощью космического аппарата NASA "Дип Импакт". Ученые обнаружили, что большая часть поверхности Луны покрывается частицами ОН или молекулами воды в определенное время лунных суток.

Ученые не могут точно сказать, "видят" ли их приборы воду в молекулярной форме или детектируют гидроксильные группы на поверхности песчинок лунного грунта.

Совокупность этих данных говорит о том, что образование и накопление гидроксильных групп и, вероятно, молекул воды - постоянно идущий процесс на поверхности Луны. Его движущей силой является солнечный ветер - поток заряженных частиц, испускаемых Солнцем. Эти частицы взаимодействуют между собой, создавая молекулы воды или гидроксилы на поверхности песчинок, которые затем испаряются или "мигрируют" в более холодные полярные области спутника Земли.

"Когда мы говорим: "вода на Луне", мы не имеем ввиду озера, реки и лужи. Вода на Луне представляет собой молекулы или гидроксильные группы ОН, которые взаимодействуют с молекулами и атомами на поверхности частиц пыли и песка лунного грунта небесного тела толщиной всего несколько миллиметров", - пояснила Пиетерс, слова которой приводит Reuters.