Останки вновь обнаруженного вида динозавров прояснили эволюцию птиц - РИА Новости, 18.06.2009

Останки вновь обнаруженного вида динозавров прояснили эволюцию птиц

© REUTERS / Project Exploration/Erin FitzgeraldОстанки вновь обнаруженного вида динозавров прояснили эволюцию птиц
Останки вновь обнаруженного вида динозавров прояснили эволюцию птиц

МОСКВА, 17 июн - РИА Новости. Окаменелости костей небольшого динозавра, жившего 159 миллионов лет назад и найденного в Джунгарском бассейне на западе Китая, впервые позволили прояснить, каким образом эволюция пальцев динозавров привела к формированию крыльев современных птиц, считают авторы открытия опубликованного в журнале Nature.

Согласно общепринятой парадигме, современные птицы являются прямыми потомками динозавров, однако до сих пор никому из палеонтологов, изучающих доисторических рептилий, не удалось объяснить, как именно из фаланг пальцев древних ящеров сформировались крылья. Считается, что крыло возникло в результате совместной эволюции второго, третьего и четвертого пальцев ящеров - на это указывает многолетний опыт наблюдения за развитием эмбрионов птиц. В то же самое время у тероподов - двуногих ящеров, от которых произошли все птицы, наиболее развитыми являются первый, второй и третий пальцы.

Как произошел переход от одной конфигурации к другой до последнего времени оставалось загадкой.

Профессор Сюй Син (Xu Xing), сотрудник Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук, ведущий автор публикации, уже 18 лет ведущий раскопки в пустыне Гоби в поисках окаменелостей, уверен, что наткнулся на разгадку. Он и его коллеги из Университета имени Джорджа Вашингтона в США обнаружили, что передняя конечность вновь открытого ими вида динозавров несет на себе сильно уменьшенный по размерам первый палец и увеличенный второй. При этом кости запястья, с которыми соединяются фаланги пальцев динозавра, похожи на те, что соответствуют второму, третьему и четвертому пальцам, тогда как сами фаланги больше напоминают фаланги первого, второго и третьего пальцев.

Авторы статьи полагают, что их находка отражает переходный этап в эволюции конечностей динозавров, которая в итоге закончилась формированием крыльев птиц. При этом эволюция имела комплексный характер.

Limusaurus относится к семейству цератозавров, отличающихся от остальных тероподов наличием небольшого носового рога. Это первый цератозавр, обнаруженный в Восточной Азии и один из наиболее примитивных из всех членов этого семейства.

Новый вид динозавров получил название Limusaurus inextricabilis, которое на русский язык можно перевезти как "динозавр, застрявший в болоте, который не может выбраться". Он был обнаружен в слоях осадочных пород, сформировавшихся в Юрском периоде, когда на месте этого участка пустыни Гоби была трясина. Анализ окаменелостей показал, что челюсти динозавра не имели зубов, что указывает на развитый клюв. Эти признаки в сочетании с пальцами, лишенными когтей, а так же обнаруженными желудочными камнями, говорят в пользу того, что этот теропод был травоядным, несмотря на то, что подавляющее большинство тероподов - хищники.

"Открытие этого динозавра является поистине замечательным событием, так как меняет наши представления о том, как происходила эволюция конечностей динозавров и появление первых птиц", - сказал профессор Сюй, слова которого приводит пресс-служба Университета имени Джорджа Вашингтона.