Георадар помог российским египтологам отыскать потерянные гробницы - РИА Новости, 08.04.2009

Георадар помог российским египтологам отыскать потерянные гробницы

Выступая с докладом на круглом столе "Российская египтология: достижения, проблемы, перспективы", прошедшем в Московской торгово-промышленной палате, Морозов рассказал, как он и его коллеги использовали георадар, чтобы помочь на раскопках российским египтологам.

МОСКВА, 8 апр - РИА Новости. Георадар, разработанный российскими физиками для "просвечивания" грунта, позволяет избавить археологов от "перекапывания" огромных площадей, сэкономить силы и сосредоточиться на изучении самых интересных памятников, сообщил старший научный сотрудник Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) Павел Морозов.

"Мы работаем с георадаром, импульсным геолокатором, который излучает очень мощные короткие импульсы под землю и по отраженному сигналу от геологических границ, археологических объектов позволяет создать геологический разрез до глубины 15-20 метров и тем самым обнаружить археологические объекты, не раскапывая", - сказал ученый.

Он добавил, что основные отличия разработки ИЗМИРАНа от российских и зарубежных аналогов - это мощность передатчика, которая в 10 тысяч раз больше любого другого георадара. "Это позволяет работать без ограничений в любых сложных, влажных, сильно поглощающих грунтах", - отметил Морозов.

Впервые этот прибор был применен в 2006 году на раскопках в восточной части плато Гиза, где тогда работала экспедиция Центра египтологии имени Голенищева РГГУ под руководством Элеоноры Корнышевой.

"Нас попросили попытаться найти гробницы, которые были описаны порядка 150 лет назад немецким археологом Лепсиусом, а потом были утрачены, погребены под толстым слоем отвалов более поздних экспедиций. После нескольких проб уже в самом начале работ нам удалось обнаружить два помещения. Дальнейшие работы привели к обнаружению гробниц", - сказал Морозов.

В другом случае георадар позволил обнаружить древнюю дорогу, которая вела от нижнего храма к верхнему храму у пирамиды Хеопса. Морозов показал "радиоснимки" на которых отчетливо виден профиль дороги, погребенной на 2,5 метра под слоем отложений.

Ученый оговорился, что георадар позволяет видеть структуру грунта, геологические границы и археологические объекты, но "он никогда не заменит и не призван заменить археолога".

"Он призван стать прибором, помогающим археологам в их работе, и существенно снизить объем земляных работ. Особенно это важно и актуально особенно в Египте из-за ограничения сезона раскопок по времени, финансовых сложностей с необходимостью оплаты большого количества рабочих, которые выполняют эти раскопки", - отметил Морозов.

По его словам, предварительное обследование места будущих раскопок георадаром позволяет очень точно "посадить" раскопы минимальных размеров, не переворачивая большие массы грунта.