Женщины и мужчины по-разному переносят стресс из-за генов - ученые - РИА Новости, 07.04.2009

Женщины и мужчины по-разному переносят стресс из-за генов - ученые

© РИА Новости / Михаил МордасовЖенщины и мужчины по-разному переносят стресс из-за генов - ученые
Женщины и мужчины по-разному переносят стресс из-за генов - ученые

МОСКВА, 7 апр - РИА Новости. Мужчины гораздо сильнее реагируют на стресс, чем женщины, из-за различий в работе геномов (совокупности генов организма), уверены авторы исследования, опубликованного в журнале Psychoneuroendocrinology.

Известно, что некоторые люди способны проявлять удивительную стойкость в жизненных испытаниях, в то время как для других подобные события могут стать причиной не только серьезных моральных переживаний, но и физических расстройств. Согласно заключению Всемирной ассоциации здравоохранения, стресс будет одной из основных причин смертности людей в ближайшие 20 лет.

То, как люди переносят стресс, легко определить по выработке организмом гормона кортизола. Этот гормон называют "стрессовым" за функцию предотвращения падения кровяного давления ниже определенного уровня при сильных эмоциональных переживаниях. Способность человека переносить стресс, как показали предварительные исследования, более чем на половину определяется наследственностью.

Ученые из Еврейского университета в Иерусалиме впервые попытались установить, какие именно гены отвечают за способность противостоять стрессу у людей и влияют на концентрацию кортизола в организме.

Для этого авторы статьи определяли уровень кортизола в слюне у 97 студентов, которых в ходе эксперимента искусственно вводили в состояние стресса. Чтобы достичь нужного нервного напряжения, авторы исследования предлагали добровольцам участвовать в собеседовании по приему на работу, во время которого нужно было за 5 минут представить себя в наиболее выгодном свете коллегии из трех судей перед телекамерой и микрофоном. Во второй части теста добровольцы должны были считать в обратном порядке от 1687 с интервалом в 13 и начинать заново в случае ошибки.

Вместе с концентрацией кортизола в слюне добровольцев авторы статьи изучали и генетическую природу белка - нейротрофического фактора головного мозга (brain-derived neurotrophic factor - BDNF). Этот белок помогает расти и развиваться клеткам головного мозга. Известно, что его выработка уменьшается при хроническом стрессе и может быть откорректирована при приеме антидепрессантов.

Ген, кодирующий BDNF, имеет два варианта, один из которых (Val) приводит к синтезу аминокислоты валина в составе белка, а второй (Met) - к синтезу с белка с кислотой метионином. Каждый человек несет в своем геноме две копии этого гена, которые могут быть одинаковыми или могут различаться.

В результате проведенных экспериментов профессор Ричард Эбштейн (Richard Ebstein), ведущий автор публикации, и его коллеги установили, что и женщины, и мужчины с двумя различными типами копий гена BDNF (Val/Met) демонстрируют приблизительно одинаковый уровень кортизола в стрессовых ситуациях, то есть испытывают примерно одинаковые моральные и физические последствия от подобного рода переживаний.

При этом мужчины, геном которых несет две копии гена BDNF с аминокислотой валином, (Val/Val), имеют гораздо более высокий уровень кортизола в стрессовой ситуации, а женщины, обладающие аналогичным набором копий гена BDNF, в стрессовой ситуации, напротив, демонстрируют меньшие концентрации кортизола, а следовательно и более легко переносят стрессы.

При этом в среднем варианты Val/Val гена BDNF гораздо более распространены, чем варианты Val/Met, потому ученым и медикам приходится констатировать, что мужчины в отличие от женщин чаще испытывают серьезные негативные последствия стрессов.

Авторы публикации пока не могут найти объяснения тому, что одинаковые варианты одного и того же гена приводят к различной работе женского и мужского организмов, однако надеются, что их работа будет использована в дальнейшем для разработки новых методов предотвращения и терапии психо-неврологических расстройств у людей, вызванных постоянным нервным напряжением.