Синантроп ("Пекинский человек"). Справка - РИА Новости, 12.03.2009

Синантроп ("Пекинский человек"). Справка

© Flickr / rhurtubiaСинантроп ("Пекинский человек"). Справка
Синантроп (Пекинский человек). Справка
Синантроп (от позднелатинского Sina – Китай и греч. anthropos – человек), "Пекинский человек" – представитель вида Homo erectus (Человек прямоходящий).

Возраст останков синантропа ("Пекинского человека") вида Homo erectus, обнаруженного почти сто лет назад при раскопках в системе пещер в районе современного населенного пункта Чжоукоудянь недалеко от Пекина, составляет 750 тысяч лет, что на 200 тысяч лет больше, чем считалось прежде.

Homo erectus, также известные как архантропы, согласно общепринятой парадигме, являются прямыми предками человека современного типа. Они впервые возникли около двух миллионов лет назад в Центральной Африке, являются предшественниками неандертальцев, и уже 1,8 миллиона лет назад широко распространились в Европе и Азии через территорию современного Ближнего Востока.

Большая часть различных ветвей Homo erectus были вытеснены неандертальцами примерно 300 тысячелетий назад, однако последние археологические находки говорят о том, что некоторые подвиды архантропов могли дожить до прихода человека современного типа.
Скелетные останки синантропов были впервые обнаружены в Китае в 20 х годах XX века. Наиболее значительным местом обнаружения останков ископаемых людей вида Homo erectus являются пещеры в Чжоукоудянь (небольшой поселок в 50 километрах к юго-западу от Пекина).

Официальные раскопки в пещерах начались в 1927 году – работы проводились группой китайских и зарубежных археологов. Итогом раскопок стало обнаружение в том же году хорошо сохранившейся окаменелости зуба древнего человека, которого ученые назвали "пекинским синантропом".

2 декабря 1929 года китайский археолог Пэй Вэньчжун нашел в одной из пещер окаменелости черепа синантропа. В последующие годы продолжали находить примитивные каменные и костяные орудия, а также обнаружили доказательства того, что синантроп умел пользоваться огнем. В пользу этого свидетельствовали скопления золы и углей, обожженные кости животных.

В ноябре 1936 года за 11 дней были найдены сразу 3 черепа первобытного человека. Однако в 1937 году археологические раскопки пришлось прекратить из-за начала японско-китайской войны.

Невосполнимой потерей стало бесследное исчезновение обнаруженных в конце 1941 года окаменелостей 4 черепов и других находок, о судьбе которых неизвестно по сей день. Сейчас в Музее первобытной стоянки Чжоукоудянь хранится единственный череп, составленный из костных фрагментов, обнаруженных в разное время, однако принадлежавших одному целому.

Ни одна из существующих методик датирования до последнего времени не позволяла ученым с достаточной точностью определить возраст находок, обнаруженных в пещерах Чжоукоудянь. На основании косвенных данных и датировках аналогичных находок в других частях азиатского региона ученые полагали, что пекинские находки не старше 400-600 тысяч лет.

Однако, согласно более поздним данным, возраст этих находок составляет около 750 тысяч лет. Это говорит о том, что архаичные люди населяли эти районы не только в благоприятные периоды климатического межледниковья, но и научились противостоять холодному и сухому климату оледенений Земли.

Антропологически синантроп был сходен с питекантропом, но обладал более крупным черепом (в среднем 1040 кубических сантиметров), более высокими лбом и сводом черепа.

По предположению антропологов, половина пекинских синантропов не доживала до 14 лет. У синантропов были достаточно развиты верхние конечности, они могли пользоваться обеими руками. Нижние конечности синантропа в целом схожи с нижними конечностями современного человека. Объем мозга синантропа составлял 80 процентов объема мозга современного человека.

В 1987 году стоянка пекинского синантропа Чжоукоудянь была занесена ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников