Десять главных научных событий по версии Time - РИА Новости, 15.12.2008

Десять главных научных событий по версии Time

© CERNБольшой адронный коллайдер - детектор ALICE
Большой адронный коллайдер - детектор ALICE
Рейтинг возглавил Большой адронный коллайдер, запуск которого состоялся 10 сентября 2008 года. Следом за БАКом следует марсоход "Феникс". В мае зонд совершил успешную посадку вблизи северного полюса "красной" планеты, который прежде был недоступен для исследований.

Журнал TIME назвал 10 самых главных научных событий 2008 года. Рейтинг возглавил Большой адронный коллайдер, запуск которого состоялся 10 сентября 2008 года.

Крупнейший в мире ускоритель элементарных частиц строился с 1990-х годов усилиями физиков и инженеров из многих стран, в том числе из России. Ученые надеются, что результаты исследований позволят подтвердить существование бозона Хиггса - частицы, отвечающей за массу всех других элементарных частиц.

Первая попытка провести пучок частиц по всему кольцу 10 сентября была успешной. Однако через несколько дней на ускорителе произошла авария и значительная утечка в туннель жидкого гелия. В результате новый запуск БАКа был отложен до весны.

Следом за БАКом в рейтинге TIME следует марсоход "Феникс". В мае зонд  совершил успешную посадку вблизи северного полюса "красной" планеты, который прежде был недоступен для исследований.

При помощи марсохода ученые установили, что по мере наступления "марсианской зимы" над планетой начинает идти снег. Он идет на высоте 4 км и испаряется, не достигая поверхности планеты. Также "Феникс" смог обнаружить в грунте планеты воду.

На третьем месте оказалась первая в мире искусственная хромосома, созданная американским генетиком Крейгом Вентером (J. Craig Venter) и его коллегами. Ученые надеются, что полученные данные позволят им создавать новые формы жизни, не существующие в природе.

Четвертым по значимости в научном мире событием стал первый выход в открытый космос китайского космонавта. Офицер китайских ВВС Чжай Чжиган пробыл за пределами космического корабля 20 минут, провел ряд экспериментов и приветствовал космическое пространство взмахом национального флага Китая.

Таким образом, КНР стал третьей страной в мире, освоившей открытый космос. Ожидается, что до 2020 года Китай построит на орбите собственную космическую станцию и создаст космическую лабораторию.

На пятом месте рейтинга оказалось исследование Общества по защите дикой природы,  согласно которому число горилл в Конго в два раза больше, чем считалось ранее. Исследователи выяснили, что в лесах и болотах Республики Конго находятся 125 тысяч животных. Тем временем, в заповеднике Вирунга, оказавшемся в центре гражданской войны, горные гориллы находятся под угрозой полного исчезновения. Военные действия угрожают жизни около 350 горных горилл.

Эксперты Time уделили внимание и астрономическим открытиям.  В июне этого года швейцарский астроном Мишель Мейор (Michel Mayor) и его коллеги открыли 45 прежде неизвестных экзопланет за пределами Солнечной системы. Одна из них оказалась в 9,5 раз больше Земли, пишет "Версии.Com".

Седьмое место журналисты присудили ученым Университета Калифорнии в Беркли, создавшим "плащ-невидимку". Полотно, которое в 10 раз тоньше листа бумаги, состоит из нанопроводов, идущих внутри пористой алюминиевой трубки. Чтобы сделать предмет невидимым, ученые завернули его в материал и пустили вокруг него световые волны.

Одним из самых значимых научных событий в уходящем году стала расшифровка 80% генома мамонта. Благодаря исследованию американских ученых из Университета Пенсильвании, мамонт стал  самым генетически изученным вымершим видом.

Профессор биохимии и молекулярной биологии Стивен Шустер не исключает, что данное исследование поможет возродить мамонта, однако произойдет это в далеком будущем.

В "десятку" самых главных научных событий также попало исследование, посвященное неграмотности населения США. Согласно полученным данным, только четверть жителей страны обладают научной грамотностью (civic scientifically literate). Таким образом, читать и понимать статьи из научной рубрики The New York Times способен каждый четвертый американец.

Замыкает рейтинг находка археологов – человеческое захоронение, сделанное 4600 лет назад в центральной Германии. Древняя могила членов одной семьи была обнаружена  на территории федеральной земли Саксония-Анхальт. Эта находка позволила сделать вывод о том, что уже в каменном веке люди жили семьями современного типа, состоящими из родителей и детей.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников