Причиной аварии на коллайдере могла стать ошибка при сборке - ученый - РИА Новости, 21.10.2008

Причиной аварии на коллайдере могла стать ошибка при сборке - ученый

© CERNБольшой адронный коллайдер
Большой адронный коллайдер
Причиной сентябрьской аварии на Большом адронном коллайдере могла стать ошибка при сборке, считает один из участников проекта, старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований Борис Батюня.

МОСКВА, 21 окт - РИА Новости. Причиной сентябрьской аварии на Большом адронном коллайдере, которая привела к остановке ускорителя до весны 2009 года, могла стать ошибка при сборке, считает один из участников проекта, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований Борис Батюня.

Один из магнитов ускорителя через несколько дней после запуска - 19 сентября вышел из сверхпроводящего состояния, произошла утечка в туннель БАКа нескольких тонн жидкого гелия. Согласно предварительным итогам расследования, обнародованным ЦЕРНом в четверг, причиной аварии стал дефект на электрическом соединении между двумя магнитами, который привел к появлению электрической дуги, которая пробила емкость с жидким гелием.

"Никто особо не верил, что так быстро все заработает. Это ускоритель, причем это огромный ускоритель. А вся история более мелких ускорителей показывает, что нужен год, чтобы приводить его в порядок. Чтобы его запустили, и он сразу заработал, такого не бывает. Даже на маленьких, на слабых ускорителях такого не было", - сказал Батюня в интервью РИА Новости по телефону из Женевы.

Собеседник агентства, который является руководителем группы анализа и симуляции в эксперименте ALICE, отметил, что элементов, подобных тем, с которыми случилась авария, в ускорителе сотни элементов.

"Только на одном случилась такая авария. Это, конечно, технологическая ошибка при сборке, просто неточность. Там же все на больших точностях делается, достаточно просто где-то не так собрать", - сказал ученый.

Он отметил, что уже сталкивался с подобными авариями на ускорителях в России. "У нас, например, в Серпухове, тоже случались такие аварии, когда горели элементы, отключалось охлаждение. То есть, это все нормально", - сказал Батюня.

По его словам, нет ничего необычного в том, что церемония официального открытия коллайдера не была перенесена из-за аварии. По его мнению, подобная авария - это "нормально" для такого сложного устройства.

Он добавил, что предстоящая инаугурация БАКа не повлияет на повседневную работу физиков. "Инаугурация идет сама собой, а жизнь сама собой, у нас запланированы совещания. Мы специально узнавали, не будет ли переноса наших встреч. Был ответ - не будет. В крайнем случае могут сократить, но пока ничего об этом неизвестно", - сказал ученый.

Он рассказал, что в настоящее время он и его коллеги обсуждают, как использовать вынужденную паузу. "Сейчас идет интенсивное обсуждение, как использовать это время. Потому что с одной стороны плохо, что так получилось, с другой - у нас много дел", - сказал собеседник агентства.

В частности, речь идет о дооборудовании детекторов, их регулировке. Кроме того, на них можно проводить исследования космических лучей.

БАК - самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц, созданный ЦЕРНом при участии физиков из 80 стран на границе Швейцарии и Франции. В его 27-километровом кольце будут сталкиваться лоб в лоб пучки протонов, разогнанные до почти световой скорости, что позволит ученым обнаружить, в частности, следы существования бозона Хиггса - гипотетической частицы, отвечающей за массу всех других элементарных частиц.

Для удержания пучков протонов в кольце ускорителя нужны настолько мощные магниты, что для снабжения их электричеством приходится использовать сверхпроводники. Рабочая температура магнитов, которые охлаждаются жидким гелием - около 1,9 градуса выше абсолютного нуля.

Ученым 10 сентября удалось успешно провести первый пучок протонов по всему кольцу ускорителя. Однако вскоре после этого во время подготовки ускорителя к работе один из магнитов ускорителя вышел из сверхпроводящего состояния, произошла значительная утечка в туннель кольца БАКа жидкого гелия.

На расследование причин аварии и ремонт потребуется значительное время, и коллайдер возобновит работу только весной - уже после плановой зимней остановки.