Рейтинг@Mail.ru
Причиной аварии на коллайдере могла стать ошибка при сборке - ученый - РИА Новости, 21.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Причиной аварии на коллайдере могла стать ошибка при сборке - ученый

© CERNБольшой адронный коллайдер
Большой адронный коллайдер
Читать ria.ru в
Причиной сентябрьской аварии на Большом адронном коллайдере могла стать ошибка при сборке, считает один из участников проекта, старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований Борис Батюня.

МОСКВА, 21 окт - РИА Новости. Причиной сентябрьской аварии на Большом адронном коллайдере, которая привела к остановке ускорителя до весны 2009 года, могла стать ошибка при сборке, считает один из участников проекта, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований Борис Батюня.

Один из магнитов ускорителя через несколько дней после запуска - 19 сентября вышел из сверхпроводящего состояния, произошла утечка в туннель БАКа нескольких тонн жидкого гелия. Согласно предварительным итогам расследования, обнародованным ЦЕРНом в четверг, причиной аварии стал дефект на электрическом соединении между двумя магнитами, который привел к появлению электрической дуги, которая пробила емкость с жидким гелием.

"Никто особо не верил, что так быстро все заработает. Это ускоритель, причем это огромный ускоритель. А вся история более мелких ускорителей показывает, что нужен год, чтобы приводить его в порядок. Чтобы его запустили, и он сразу заработал, такого не бывает. Даже на маленьких, на слабых ускорителях такого не было", - сказал Батюня в интервью РИА Новости по телефону из Женевы.

Собеседник агентства, который является руководителем группы анализа и симуляции в эксперименте ALICE, отметил, что элементов, подобных тем, с которыми случилась авария, в ускорителе сотни элементов.

"Только на одном случилась такая авария. Это, конечно, технологическая ошибка при сборке, просто неточность. Там же все на больших точностях делается, достаточно просто где-то не так собрать", - сказал ученый.

Он отметил, что уже сталкивался с подобными авариями на ускорителях в России. "У нас, например, в Серпухове, тоже случались такие аварии, когда горели элементы, отключалось охлаждение. То есть, это все нормально", - сказал Батюня.

По его словам, нет ничего необычного в том, что церемония официального открытия коллайдера не была перенесена из-за аварии. По его мнению, подобная авария - это "нормально" для такого сложного устройства.

Он добавил, что предстоящая инаугурация БАКа не повлияет на повседневную работу физиков. "Инаугурация идет сама собой, а жизнь сама собой, у нас запланированы совещания. Мы специально узнавали, не будет ли переноса наших встреч. Был ответ - не будет. В крайнем случае могут сократить, но пока ничего об этом неизвестно", - сказал ученый.

Он рассказал, что в настоящее время он и его коллеги обсуждают, как использовать вынужденную паузу. "Сейчас идет интенсивное обсуждение, как использовать это время. Потому что с одной стороны плохо, что так получилось, с другой - у нас много дел", - сказал собеседник агентства.

В частности, речь идет о дооборудовании детекторов, их регулировке. Кроме того, на них можно проводить исследования космических лучей.

БАК - самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц, созданный ЦЕРНом при участии физиков из 80 стран на границе Швейцарии и Франции. В его 27-километровом кольце будут сталкиваться лоб в лоб пучки протонов, разогнанные до почти световой скорости, что позволит ученым обнаружить, в частности, следы существования бозона Хиггса - гипотетической частицы, отвечающей за массу всех других элементарных частиц.

Для удержания пучков протонов в кольце ускорителя нужны настолько мощные магниты, что для снабжения их электричеством приходится использовать сверхпроводники. Рабочая температура магнитов, которые охлаждаются жидким гелием - около 1,9 градуса выше абсолютного нуля.

Ученым 10 сентября удалось успешно провести первый пучок протонов по всему кольцу ускорителя. Однако вскоре после этого во время подготовки ускорителя к работе один из магнитов ускорителя вышел из сверхпроводящего состояния, произошла значительная утечка в туннель кольца БАКа жидкого гелия.

На расследование причин аварии и ремонт потребуется значительное время, и коллайдер возобновит работу только весной - уже после плановой зимней остановки.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала