"Атлантис" возвращается с пусковой площадки в цех вертикальной сборки - РИА Новости, 20.10.2008

"Атлантис" возвращается с пусковой площадки в цех вертикальной сборки

© http://www.mallex.info/Шаттл "Атлантис"
Шаттл Атлантис
"Мы начали немного раньше запланированного времени, примерно два часа назад, и ожидаем завершить операцию, если все будет в порядке, примерно к двум часам дня, то есть через пять часов", - сказал Бьютелл.

ВАШИНГТОН, 20 окт - РИА Новости, Алексей Березин. Операция по переводу шаттла "Атлантис" с пусковой площадки в цех вертикальной сборки проходит на космодроме на мысе Канаверал (штат Флорида), сообщил РИА Новости представитель НАСА Аллард Бьютелл.

По его словам, возвращение шаттла с пусковой площадки в цех вертикальной сборки - достаточно редкая операция. За всю историю эксплуатации шаттлов таких "возвращений" было всего 17. Нынешнее связано с переносом полета "Атлантиса" с ремонтной миссией к телескопу "Хаббл" на февраль 2009 года.

Большегрузной платформе, на которую был перемещен "Атлантис", предстоит "проползти" по территории Космического центра НАСА имени Кеннеди от пусковой площадки до цеха вертикальной сборки 5,4 километра, сообщил Бьютелл. Платформа движется со скоростью менее километра в час.

Следующим запуском шаттла станет старт "Индевора", который отправится к МКС 14 ноября. Его перевод с пусковой площадки 39Б на площадку 39А запланирован на 25 октября. "Индевор" должен был стать запасным "челноком" в случае непредвиденной ситуации с "Атлантисом" во время его работы у телескопа "Хаббл".

Как сообщил РИА Новости представитель штаб-квартиры НАСА в Вашингтоне Джей Ди Харрингтон, сейчас НАСА планирует завершить все подготовительные работы таким образом, чтобы начать ремонтную миссию 17 февраля. Именно к этому сроку на космодром на мысе Канаверал будут доставлены все необходимые для ремонта инструменты и запасные части, а два шаттла подготовлены к полету.

Миссия шаттла "Атлантис" для ремонта телескопа "Хаббл" уже переносилась несколько раз. В частности, в последние месяцы миссии помешал ураган "Айк", не позволивший полноценно тренироваться экипажу шаттла. Также препятствием послужила неисправность запасных аккумуляторов, которая выяснилась во время погрузки оборудования для телескопа на борт "Атлантиса". Последний перенос был связан с новыми неисправностями на самом "Хаббле".

Харрингтон отметил, что 17 февраля - это дата, которой руководствуется научное подразделение НАСА для подготовки всего необходимого к полету. Решение же по окончательной дате, по его словам, должны принять те, кто отвечает за полеты шаттлов.

В настоящее время специалистам с Земли удалось восстановить работоспособность некоторых систем телескопа. Они были включены и снова переведены в "режим ожидания".

Полет "Атлантиса" для ремонта "Хаббла" станет последним для телескопа. Во время 11-дневной миссии астронавты совершат пять выходов в открытый космос. Возглавит ремонтную миссию ветеран космических полетов Скотт Алтман (Scott Altman). Грегори Джонсон (Gregory Johnson) назначен пилотом. В миссию включены опытные астронавты, специалисты по выходам в открытый космос Джон Грансфельд (John Grunsfeld) и Майкл Массимино (Michael Massimino), а также новички - Эндрю Фьюстел (Andrew Feustel), Майкл Гуд (Michael Good) и Меган МакАртур (Megan McArthur).

Ремонтные работы позволят продлить жизнь телескопа примерно до 2013 года. На "Хаббле" будут установлены новые научные приборы, в том числе камеры, а также аккумуляторы и стабилизационное оборудование, астронавты починят спектрограф. Без ремонта "Хаббл" пришел бы в негодность уже в 2009-2010 годах.

После 2013 года космический телескоп "Хаббл" могут сжечь в плотных слоях атмосферы. По словам Вашингтона, в 2013 году на смену "Хабблу" будет запущен новый телескоп James Webb Space Telescope (JWST), который будет значительно больше "Хаббла" и будет перемещаться по орбите, отстоящей от Земли на 1,5 миллиона километров. "Хаббл" же находится на расстоянии всего в 565 километрах от Земли.

При помощи телескопа были открыты "черные дыры" в центрах многих галактик, получены данные о размере и возрасте Вселенной. Космический телескоп "Хаббл" является международным проектом НАСА совместно с Европейским космическим агентством.

Телескоп "Хаббл" совершает полный виток вокруг Земли за 97 минут, двигаясь со скоростью порядка восьми километров в секунду. За год "Хаббл" пролетает 241 миллион километров. По размерам телескоп чуть меньше обычного автобуса.