Ученые расшифровали геном грибка, из которого получают пенициллин - РИА Новости, 30.09.2008

Ученые расшифровали геном грибка, из которого получают пенициллин

"Это огромный прыжок вперед в понимании природы антибиотиков. Знание генома этого микроорганизма поможет улучшить существующее производство пенициллина и создать новые лекарства", - утверждает доктор Марко ван ден Берг.

МОСКВА, 30 сен - РИА Новости. Ученые расшифровали геном плесневого грибка Penicillium chrysogenum, из которого получают антибиотик пенициллин, говорится в статье, опубликованной голландскими биологами в журнале Nature Biotechnology.

Пенициллин был первым из открытых антибиотиков. Его обнаружил британский ученый Александр Флеминг, сообщивший об открытии 30 сентября 1928 года - ровно 80 лет назад.

Для лечения бактериальных инфекций пенициллин начали использовать в 1941 году, что спасло жизни сотен тысяч людей и положило начало эре антибиотиков, без которых невозможно представить современную медицину.

Теперь ученые из голландской фармацевтической компании DSM сделали еще один шаг в этом направлении. Они прочли генетическую последовательность плесневого грибка Penicillium chrysogenum, из которого получают пенициллин.

Ученые выяснили, что ДНК грибка состоит из 32,2 миллиона пар нуклеотидов и содержит более 13 тысяч генов. Пока известны функции только 6 тысяч генов, а функции остальных 7 тысяч предстоит установить.

"Это огромный прыжок вперед в понимании природы антибиотиков. Знание генома этого микроорганизма поможет улучшить существующее производство пенициллина и создать новые лекарства", - утверждает доктор Марко ван ден Берг (Marco van den Berg) из DSM, слова которого приводятся в пресс-релизе компании.

Сейчас в производстве пенициллина в промышленности используют специальные штаммы грибка, способные синтезировать большое количество антибиотика. При этом грибок подвергают действию стрессовых условий, так как только в этом случае происходит синтез пенициллина. Затем вещество выделяют из культуры грибка и очищают до получения лекарственного препарата.

Ученые надеются, что знание генома грибка позволит вносить направленные изменения в его генетический материал, что позволит управлять процессом синтеза антибиотика и, возможно, позволит получить его новые варианты.