Стволовые клетки получены безопасным методом из взрослых клеток - РИА Новости, 26.09.2008

Стволовые клетки получены безопасным методом из взрослых клеток

© www.sciam.ruВыделение стволовых клеток
Выделение стволовых клеток

МОСКВА, 26 сен - РИА Новости. Биологам впервые удалось получить стволовые клетки из взрослых клеток мыши с помощью безопасного вируса, что позволит в будущем выращивать безопасные стволовые клетки человека, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале Science.

Стволовые клетки - это неспециализированные клетки организма, которые могут образовывать клетки самых различных тканей. Из стволовых клеток можно выращивать органы, идеально подходящие для трансплантации.

Наиболее перспективными в этом отношении были до последнего времени так называемые эмбриональные стволовые клетки, которые получают из эмбрионов. Но в этом случае возникают проблемы этического характера, поэтому ученые ищут альтернативные пути получения стволовых клеток.

Важный прорыв был сделан в 2007 году, когда ученым удалось получить стволовые клетки из взрослых клеток мыши, перепрограммировав их генетически. В этом случае взрослые клетки теряли специализированные черты и становились похожими на стволовые клетки. Такие клетки получили название "индуцированные стволовые клетки".

Основным недостатком индуцированных стволовых клеток оказалось то, что для их генетического перепрограммирования был необходим генетический материал ретровируса, способного вызывать раковые изменения в клетках.

Теперь ученым из Массачусетского общего госпиталя удалось использовать вместо реторовируса генетический материал аденовируса, безопасного как для мыши, так и для человека, сообщается на сайте журнала New Scientist.

С помощью ДНК аденовируса ученые изменили функционирование тех же четырех генов, что и в предыдущих исследованиях. Но в отличие от предыдущих исследований, ученые использовали клетки печени, а не кожи мышей.

В результате они получили 13 линий стволовых клеток, которые не увеличивали заболеваемость мышей раком, то есть были безопасными.

По словам ученых, у предложенного метода есть две отрицательных стороны. Во-первых, низкая эффективность, а во-вторых, способность аденовируса в некоторых случаях удваивать количество хромосом. В эксперименте удвоение произошло в трех из 13 клеточных линий. По словам ученых, с этой трудностью легко справиться, просто проверяя количество хромосом в каждой клеточной линии.

В ближайшем будущем ученые собираются получить на основе аденовируса индуцированные стволовые клетки человека.