Коллайдер заработает весной, но его инаугурация состоится осенью - РИА Новости, 24.09.2008

Коллайдер заработает весной, но его инаугурация состоится осенью

© CERNБольшой адронный коллайдер
Большой адронный коллайдер
Ранее планировалось 21 октября начать главный этап эксперимента, во время которого в ускорители коллайдера должны были сталкиваться пучки протонов на скорости, близкой к световой. По мнению ученых, этот эксперимент позволит в миниатюре воспроизвести "Большой взрыв".

Большой адронный коллайдер, торжественно запущенный 10 сентября, не возобновит работу раньше весны 2009 года, сообщил РИА Новости пресс-секретарь Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) Джеймс Гиллес (James Gillies).

Ранее планировалось 21 октября начать главный этап эксперимента, во время которого в ускорители коллайдера должны были  сталкиваться  пучки протонов на скорости, близкой к световой. По мнению ученых, этот эксперимент позволит в миниатюре воспроизвести "Большой взрыв". Однако технические сбои в работе БАКа перенесли дату начала эксперимента как минимум на два месяца. При этом торжественная церемония официального открытия – инаугурации коллайдера, запланированная на 21 октября, не будет перенесена в связи с произошедшим.

В минувшую пятницу во время подготовки сектора "3-4" БАК к работе на энергии пять тераэлектронвольт один из магнитов вышел из сверхпроводящего состояния, произошла так называемая "потеря тока" и значительная утечка в туннель жидкого гелия, который используется для охлаждения магнитов ускорителя до сверхпроводящего состояния. По предварительным данным, причиной аварии стал поврежденный электрический контакт между двумя магнитами, который расплавился от высокой силы тока, что привело к механическому повреждению. Гиллес отметил, что расследование инцидента "потребует некоторого времени".

"Мы должны довести сектор до комнатной температуры, открыть его, войти и посмотреть. Нам еще нужно много всего изучить", - сказал собеседник агентства. "Мы разогреем его (сектор, где произошла авария), затем починим, а затем охладим снова. Вот как это происходит. Я надеюсь, это займет около двух месяцев", - сказал собеседник агентства. Ремонт может быть закончен к зимней остановке коллайдера, запланированной на середину ноября. Таким образом, вновь пучок протонов по всему кольцу ускорителя будет пропущен не раньше весны следующего года. "Это будет, когда мы снова включим (ускоритель) следующей весной", - сказал Гиллес.

Он добавил, что и столкновения протонов, которые ранее планировались провести в течение нескольких недель после успешного прохождения первого пучка 10 сентября не будут проводиться до зимней остановки. "Это небольшая задержка для проекта, учитывая предыдущие 20 лет подготовки", - добавил представитель ЦЕРНа. При этом Гиллес не сомневается, что физики, участвующие в создании и работе Большого адронного коллайдера, справятся с последствиями аварии на самом мощном в мире ускорителе. "Происшествие, случившееся непосредственно после успешного запуска БАКа 10 сентября, несомненно, стало психологическим ударом. Однако успех первых операций с пучком на коллайдере свидетельствует о тщательной подготовке эксперимента и профессионализме команды, участвовавшей в создании и работе ускорительного комплекса ЦЕРНа. Я не сомневаюсь, что мы преодолеем возникшие трудности", - заявил глава ЦЕРНа, слова которого приводятся в пресс-релизе организации, распространенном во вторник.

Напомним, что в конце позапрошлой недели из-за проблем с трансформатором был отключен главный компрессор криогенной системы, охлаждавшей два из восьми секторов 27-километрового кольца ускорителя. Температура двух секторов поднялась до 4,5 кельвина. Трансформатор, весивший 30 тонн, был заменен в выходные. Затем начался процесс охлаждения нагревшихся магнитов. В четверг появились сообщения, что БАК был остановлен из-за проблем с электричеством. Затем ученые сообщили, что проблемы решены, и ускоритель вновь начал нормально работать. Однако в пятницу на коллайдере вновь возникли проблемы - один из магнитов в секторе 3-4 вышел из сверхпроводящего состояния и нагрелся до температуры 100 градусов выше абсолютного нуля. Примерно в это же время был зафиксирован значительный выброс жидкого гелия в туннель.

БАК - самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц, созданный ЦЕРНом при участии физиков из 80-ти стран, и расположенный на границе Швейцарии и Франции. В его 27-километровом кольце будут сталкиваться лоб в лоб пучки протонов, разогнанные до почти световой скорости.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости