Астрономы обнаружили главный источник метеоритной бомбардировки Земли - РИА Новости, 03.08.2008

Астрономы обнаружили главный источник метеоритной бомбардировки Земли

Большинство метеоритов попадают на Землю из главного пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Они откалываются от "родительских тел" в результате столкновений.

МОСКВА, 10 июл - РИА Новости. Найдены астероиды, которые являются поставщиками более 70% падающих на Землю метеоритов - так называемых обыкновенных хондритов, сообщают астрономы Таис Моте-Диниз (Thais Mothe-Diniz) из бразильской Национальной обсерватории и Дэвид Несворны (David Nesvorny) из Юго-западного исследовательского института (штат Колорадо, США).

В статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics, они сообщают, что им удалось обнаружить астероиды, спектр которых очень схож со спектром обыкновенных хондритов.

Метеориты делятся на каменные, железо-каменные и железные. Один из типов каменных метеоритов, обыкновенные хондриты, является преобладающим - это около 75% от общего их числа.

Метеорит упавший в Фейетвилле (штат Арканзас) 1934Большинство метеоритов попадают на Землю из главного пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера. Они откалываются от "родительских тел" в результате столкновений, переходят на другие орбиты и в конце концов падают на нашу планету. В то же время среди метеоритов были идентифицированы фрагменты пород Луны и Марса.

Чтобы более точно определить источники метеоритов, астрономы сравнивают их спектры со спектрами астероидов. Однако сложность заключается в том, что после того, как метеорит "расстался" с астероидом, они оказываются в принципиально различных условиях. В частности, астероиды подвергаются так называемому "космическому выветриванию" - воздействию микрометеоритов, солнечного ветра, что меняет их спектр.

Астероиды в результате столкновений могут разрушаться на несколько кусков, которые продолжают лететь по прежней орбите, образуя так называемые "астероидные семьи". Большинство из них очень стары и образовались от 100 миллионов до миллиарда лет назад. В 2006 году были обнаружены четыре новых, очень "молодых" семьи, возраст которых составлял от 50 до 600 тысяч лет, и они еще не подверглись космическому выветриванию.

Моте-Диниз и Несворны обследовали эти астероиды с помощью телескопов GEMINI, определили их спектр, а затем сравнили его со спектром обыкновенного хондрита, упавшего в Файетвилле (штат Арканзас) в 1934 году. Эти спектры оказались практически совпадающими.

Это открытие - первое наблюдаемое совпадение между самым распространенным типом метеоритов и астероидами главного пояса. Это также подтверждает важную роль космического выветривания в процессе изменения поверхности астероидов.

Идентификация метеоритов и астероидов дает уникальный инструмент для изучения истории солнечной системы, так как это позволяет сделать выводы о времени того или иного геологического события, а также о месте, где оно произошло (благодаря знанию местоположения родительского астероида).

Научный сотрудник лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН Кирилл Лоренц пояснил РИА Новости, что деление астероидов на классы по степени сходства их спектра с разными типами метеоритов существует уже около 30 лет.

"Те, которые по отражению напоминают металл, их выделили в класс М. Эти астероиды могут состоять из металла и отвечать за железные метеориты. Другие очень темные, поглощают много света, то есть, отражают мало. По спектру отражения они похожи на углистые хондриты, их выделили в класс С. Возможно, что эти астероиды состоят из вещества, похожего на углистые хондриты. Какие-то астероиды похожи на смесь железа и камня - возможно с них прилетают железокаменные метеориты", - сказал ученый.

По его словам, обыкновенные хондриты действительно преобладают среди метеоритов, достигающих поверхности Земли, хотя в общем потоке космического вещества больше так называемых углистых хондритов.

"Обыкновенные хондриты составляют порядка 95% по количеству падений", - сказал он. По словам Лоренца, до поверхности Земли долетают лишь наиболее прочные материалы.

"В частности, обыкновенные хондриты достаточно прочны, чтобы не разрушиться в атмосфере. А, например, углистый хондрит - это вещество очень рыхлое, механически непрочное. И подавляющая часть их разрушается в верхних слоях атмосферы и попадает на землю в виде пыли, которую мы не можем обнаружить без использования специальных методов", - сказал он.

Ученый добавил, что на Землю выпадает также так называемая космическая пыль, свободно летающие межпланетные частицы, которые образуют пылевые пояса вокруг Солнца. Когда Земля пересекает эти пояса, пыль входит атмосферу и, поскольку скорость ее частиц относительно планеты невелика, выпадает на поверхность.

Вместе с тем он отметил, что если рассматривать массу попавшего на Землю вещества, то первенство будут держать самые прочные метеориты - железные.

"Существует несколько гигантских падений, как например, Сихотэ-Алиньский метеорит - его масса оценивается в сто тонн, и конечно он перекрывает всю статистику", - сказал Лоренц.

Спектр астероида и метеорита