Тайваньские ученые создали управляемые светом нанотормоза - РИА Новости, 28.07.2008

Тайваньские ученые создали управляемые светом нанотормоза

Устройство создано на базе молекулы пентацена, которая служила четырехлопастным колесом, и молекулы динитростирола в роли тормоза. Молекула динитростирола под действием света может менять свою конфигурацию.

МОСКВА, 27 мая - РИА Новости. Ученые из Национального университета Тайваня и Института химии Китайской академии создали молекулярные "тормоза", которые приводятся в действие светом. Статья с результатами их работы опубликована в журнале Organic Letter, которое издает Американское химическое общество (American Chemical Society).

Авторы статьи отмечают, что для развития молекулярных машин - механизмов, сопоставимых по размеру с молекулами, весьма важна способность контролировать движение их составных частей.

Так как свет - быстрый и действующий на большем, чем электроны или химикаты, расстоянии управляющий "элемент", много усилий было затрачено на создание прототипов машин, приводимых в движение светом или управляемых с его помощью.

Схема работы молекулярных тормозов."Мы сообщаем, что нам удалось создать первый экземпляр молекулярного тормоза, работающего при комнатной температуре и приводимого в действие светом", - говорится в статье.

Китайские ученые создали устройство на базе молекулы пентацена, которая служила своеобразным четырехлопастным колесом, и молекулы динитростирола в роли тормоза. Молекула динитростирола под действием света может менять свою конфигурацию, останавливая вращение колеса.

Когда "тормоз" выключен, "колесо" может свободно вращаться, но как только на конструкцию падает свет, вращение останавливается, отмечают ученые.