Птицы могут различать больше цветов, чем люди - исследование - РИА Новости, 25.07.2008

Птицы могут различать больше цветов, чем люди - исследование

Многие исследования основывались на предположении, что человеческое зрение можно использовать для оценки того, что видят сами птицы. "Это отчасти похоже на то, как дальтоник описывал бы цвета платья - часто это было бы вполне верно, но иногда это может приводить к ошибкам", - говорит Оден.

МОСКВА, 13 мая - РИА Новости. Диапазон цветового зрения птиц значительно шире, чем у людей - они могут видеть больше цветов и воспринимать ультрафиолетовые лучи. К такому выводу пришли исследователи из университета шведского города Уппсалы.

Яркое оперение птиц биологи считают главным средством привлечения противоположного пола. Шведские исследователи усомнились, что птицы воспринимают цвета сородичей так же, как люди. В статье, опубликованной в журнале American Naturalist, они доказывают, что человеческое зрение - неподходящий инструмент для оценки восприятия цветов птицами, говорится в сообщении университета.

"Полученные результаты свидетельствуют, что многие исследования, посвященные половому отбору, должны быть пересмотрены", - говорит один из авторов статьи Андерс Оден (Anders Odeen), который проводил исследование совместно со своим коллегой Оле Хастадом (Olle H?stad).

Биологи из Уппсалы использовали математическую модель, чтобы выяснить как работает сетчатка глаза у людей и птиц. Используя модель, комбинирующую данные о различиях цветочувствительных клеток глаза, так называемых колбочек, у людей и птиц, они смогли описать, как они воспринимают цветовые контрасты.

"Мы показали, что цвета воспринимались по-разному в более чем 39% случаев, что означает, что возможно более трети предыдущих исследований основывались на некорректной информации", - говорит ученый.

Различия отчасти связаны с тем, что человеческие глаза не видят ультрафиолетовые лучи, которое воспринимают птицы. Существуют и некоторые различия между человеческим и птичьим восприятием цвета: люди не могут видеть некоторые оттенки, которые ясно различают птицы.

При этом цветовое зрение человека обеспечивают три типа цветочувствительных клеток, а у птиц их четыре.

"Большинство видов животных располагают только двумя (типами цветочувствительных клеток). Это означает, что их способности к восприятию цвета находятся на уровне рудиментарных. Человеческое цветовое зрение отличается от нормы, так что в самом деле довольно смешно использовать его для оценки цветов других животных", - считает Оден.

Результаты, полученные шведскими учеными, значимы не только для исследований в сфере полового отбора. Они также показывают риски принятия решений на основе человеческого зрения. Например, в конструировании систем освещения помещений для домашней птицы.