Подводные археологи обнаружили на дне Волхова стрелецкое ядро - РИА Новости, 08.06.2008

Подводные археологи обнаружили на дне Волхова стрелецкое ядро

"Чугунное ядро весом около двух с половиной килограммов было найдено водолазами во время исследований на Волхове в районе Кремля", - сказал представитель Новгородского общества любителей древности (НОЛД).

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 3 мар - РИА Новости, Андрей Летягин. Подводные археологи обнаружили на дне реки Волхов в Великом Новгороде пушечное ядро, предположительно, 17 века, сообщил в воскресенье РИА Новости представитель Новгородского общества любителей древности (НОЛД).

"Чугунное ядро весом около двух с половиной килограммов было найдено водолазами во время исследований на Волхове в районе Кремля", - сказал собеседник агентства.

По предположению представителя НОЛД, найденное ядро было одним из ядер пушек, которые находились на кремлевских стенах в допетровские времена. "Калибр пушек в те времена измерялся не диаметром стволов, а весом ядер", пояснил собеседник.

"Известно, что допетровские кремлевские пушки имели калибр в шесть гривенок, а гривенка - это славянская мера веса, равная 410 граммов, известно также, что 18 веке Петр Первый повелел изъять у новгородцев пушки и оставил только салютные орудия, так что все - сходится именно на 17 веке", добавил представитель Общества любителей древности.

По мнению ученых, ядро могло оказаться в воде во время осады Великого Новгорода шведами в начале 17 века.

"Его также могли случайно уронить в воду при транспортировке, кроме этого, стрельцы могли выпалить из пушки в учебных целях", сказал собеседник агентства.

Помимо чугунного ядра, подводные археологи в течение недели нашли на дне Волхова хорошо сохранившуюся вислую свинцовую печать, предположительно, 15 века, какими в Древней Руси скрепляли документы.

Печать, на которой есть изображения птицы и надпись "Орелъ", принадлежала Совету господ - органу управления средневековым городом. Водолазы также обнаружили ряд предметов древнерусского быта. Подводные археологические работы на Волхове в настоящий момент продолжаются. Гидрологическая обстановка является сравнительно благоприятной для водолазов, льда на реке нет.

Исследователи надеются найти на дне Волхова древнейшие опоры новгородского "Великого моста" и установить его точное местонахождение в 11-12 веках.

Это мост, который в 11-17 веках связывал находящиеся по разным берегам реки Кремль и Ярославово Дворище, считается древнейшим гидрологическим сооружением славян.

Документальных свидетельств о местонахождении "Великого моста" в 11-12 веках не сохранилось.

Научно-исследовательские работы на дне Волхова ведутся подводными археологами в течение ряда последних лет.

Их организаторами стали Новгородская федерация подводной деятельности и НОЛД.

Руководит работой водолазов известный российский подводный археолог Айвар Степанов, который за исследования на Волхове в 2005-2007 годах в феврале текущего года был отмечен национальной премией "Подводный мир" в номинации "Лучшая работа по подводной археологии и военной истории".

За время раскопок на дне реки водолазы обнаружили несколько тысяч различных раритетов 12-17 веков - предметов церковной утвари и быта, украшений и монет.

Организаторы исследований называют их беспрецедентными, а их итоги - ошеломляющими.