МКС отмечает 10 лет со дня решения о ее создании - РИА Новости, 07.06.2008

МКС отмечает 10 лет со дня решения о ее создании

Соглашение о создании МКС было подписано 29 января 1998 года в Вашингтоне представителями Канады, правительств государств-членов Европейского космического агентства (ЕКА), Японии, России и США.

МОСКВА, 29 янв - РИА Новости. Международная космическая станция (МКС) - преемница советской станции "Мир" - во вторник отмечает 10-летний юбилей со дня создания. Станция "Мир" работала на орбите 15 лет - с 1983 по 1998 год.

Стороны также подписали меморандум о взаимопонимании между Российским космическим агентством и НАСА о сотрудничестве по международной космической станции гражданского назначения, которое определяет права и обязанности партнеров, распределение между ними ресурсов МКС в соответствии с вкладами сторон.

Госдума РФ 15 декабря 2000 года ратифицировала соглашение о создании МКС, 20 декабря того же года это соглашение ратифицировал Совет Федерации, а 29 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения.

Первый запуск в рамках создания новой станции был осуществлен 20 ноября 1998 года с космодрома "Байконур". Тогда российской ракетой-носителем "Протон" на орбиту был запущен первый элемент МКС - модуль "Заря".

Менее чем через месяц после этого, 4 декабря 1998 года, был произведен запуск американского шаттла "Эндевор" со вторым элементом МКС - модулем "Юнити", а 6 декабря 1998 года была проведена стыковка модуля "Юнити" с модулем "Заря". 12 июля 2000 года ракетой-носителем "Протон" для дальнейшего строительства МКС был запущен служебный модуль "Звезда", который 26 июля того же года состыковался с орбитальной частью МКС - российским модулем "Заря" и американским модулем "Юнити".

До октября 2000 года на борту МКС не было постоянного экипажа, станция была необитаема. Однако 31 октября 2000 года был запущен российский пилотируемый корабль "Союз" с международным экипажем в составе американского астронавта Уильяма Шепарда и двух российских космонавтов - Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева. Этим запуском был открыт новый этап создания МКС - постоянное присутствие экипажа на борту станции, отмечает Роскосмос.

Создание МКС является на сегодняшний день крупнейшим проектом, реализуемым совместно Роскосмосом, НАСА, ЕКА, Канадским космическим агентством и Агентством по аэрокосмическим исследованиям Японии (JAXA).

От российской стороны в проекте участвуют РКК "Энергия", Центр имени Хруничева. Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина, ЦНИИМАШ, Институт медико-биологических проблем РАН (ИМБП), ОАО "НПП "Звезда" и другие ведущие организации ракетно-космической промышленности РФ.

В рамках программы МКС российской стороной были доставлены на рабочую орбиту станции и в настоящее время функционируют в ее составе: функционально-грузовой блок "Заря" (с 1998 года), служебный модуль "Звезда" (с 2000 года), стыковочный отсек "Пирс" (с 2001 года).

Транспортно-техническое обеспечение МКС осуществляется с использованием российских грузовых транспортных кораблей "Прогресс М" и пилотируемых кораблей "Союз ТМА".

Являясь уникальной орбитальной лабораторией, МКС сегодня предоставляет беспрецедентные средства для проведения в условиях микрогравитации длительных научных исследований и экспериментов, технологических разработок, реализации общеобразовательных, гуманитарных и коммерческих проектов, отмечается в сообщении Роскосмоса.

Проведение научных исследований и экспериментов на борту российского сегмента МКС было начато во время работы экипажа первой пилотируемой экспедиции в ноябре 2000 - марте 2001 годов. В настоящее время сформирована и реализуется на МКС долгосрочная российская программа научно-прикладных исследований и экспериментов. Программа включает более 330 исследований и экспериментов, из которых 14 уже завершены. В настоящее время на борту проводится 56 российских экспериментов.

За последние несколько лет Россия приобрела первый опыт коммерческого использования российского сегмента МКС. Российские космонавты сегодня реализуют не только отечественную научную программу, но и целый ряд экспериментов по программам НАСА, ЕКА и JAXA, говорится в сообщении.

За время развертывания станции на ее борту побывало 15 основных экспедиций и 13 экспедиций посещения.

В рамках отдельного соглашения с ЕКА на МКС было осуществлено шесть полетов европейских астронавтов: Клоди Эньере (Франция) - в 2001 году, Роберто Виттори (Италия) - в 2002 и 2005 годах, Франка де Винна (Бельгия) - в 2002 году, Педро Дуке (Испания) - в 2003 году, Андрэ Кейперса (Нидерланды) - в 2004 году.

Новая страница в коммерческом использовании космоса была открыта после полетов на российский сегмент МКС первых космических туристов - американца Дэниса Тито (в 2001 году) и южноафриканца Марка Шаттлуорта (в 2002 году). Впервые на станции побывали непрофессиональные космонавты.

Возможность полета на МКС была также предоставлена гражданину Бразилии Маркосу Понтесу (в 2006 году) и гражданам США Грэгори Олсену (в 2005 году), Анюше Ансари (в 2006 году), Чарльзу Симони (в 2007 году).

Следующим космическим туристом, который отправится на МКС в 2008 году, станет Ричард Гэрриот, сын астронавта НАСА Оуэна Гарриота.

В октябре 2007 года на МКС впервые побывал гражданин Малайзии Шейх Мусзафар Шукор.

В настоящее время на станции находится экипаж 16-й основной экспедиции -

первая женщина-командир МКС американка, Пегги Уитсон, бортинженеры МКС россиянин Юрий Маленченко и американец Дэниэл Тани.

В ближайшие годы основным приоритетом российской программы является создание российского сегмента МКС. В частности, в 2010 году планируется изготовить и отправить на станцию стыковочно-грузовой модуль (СГМ), что позволит обеспечить на станции четыре стыковочных порта и соответственно ротацию экипажей, начиная с марта-апреля 2009 года, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

Кроме того, в 2011 году планируется построить и запустить на МКС многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ), существенно расширяющий возможности российского сегмента по проведению космических экспериментальных исследований на МКС.