Рейтинг@Mail.ru
РПЦ утверждает ценности свободы и прав человека - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

РПЦ утверждает ценности свободы и прав человека

Читать ria.ru в
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ, нацеленный далеко не только на свою паству: "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

Андрей Золотов, главный редактор RussiaProfile.org

Любопытное совпадение: в те самые часы, когда в Ханты-Мансийске начинался саммит Россия-ЕС, от которого ожидается разблокирование отношений России и Евросоюза, в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял, среди других, главным образом практических внутрицерковных определений, документ теоретический и нацеленный далеко не только на свою паству: «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

На заседании Архиерейского Собора Русской православной церкви (РПЦ) в храме Христа Спасителя.Я далек от мысли, что одно событие приурочено к другому. Но если в отношениях России и Евросоюза именно диалог в области «общих ценностей» был в последние годы самым провальным - и вина за это возлагалась главным образом на Россию, не желающую в массе своей воспринимать «европейские ценности» целиком и полностью, интуитивно отталкивающую навязываемое «чужое», то сегодня самый консервативный общественный институт нашей страны - РПЦ - на самом высоком своем уровне заявил городу и миру: достоинство личности, свобода и права человека - это и наши, православные христианские - а стало быть, по культурной принадлежности, и русские ценности. И не только заявил, но и объяснил подробно,  в чем и как современная их трактовка носителями светского гуманистического сознания - за рубежом ли, или внутри России - православных  христиан устраивает, а в чем нет.

Этот 12-страничный документ - плод  нескольких лет  работы группы экспертов, которых собрал вокруг себя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - уже сам по себе является фактом цивилизационного диалога между Востоком и Западом. По сути, идет процесс анализа, адаптации и восприятия - не полного, не «пакетом», а именно в «переваренном» виде - тех   ценностей, которые были выработаны в Новое и Новейшее время на христианской основе на Западе под влиянием процессов, которые Россию, да и весь культурный Восток не затронули или затронули по касательной - от Возрождения и Просвещения до молодежных бунтов 60х годов ХХ века. Так что процесс этот неуникален. Так и раннее христианство адаптировало языческую греческую философию, так и Россия адаптировала и адоптировала, с переменным успехом, и европейское платье, и табель о рангах, и марксизм, а ныне пытается адаптировать и адоптировать демократию.

На заседании Архиерейского Собора Русской православной церкви (РПЦ) в храме Христа Спасителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем же главное противоречие между религиозным пониманием прав человека и утверждаемым ныне во всем мире его светским гуманистическим пониманием? В вопросе об абсолютности и универсальности этих ценностей. Сегодня Конституция Российской Федерации провозглашает права человека высшей ценностью, а международные документы и институты говорят об их универсальном характере. Если вдуматься, то тезис об абсолютной ценности прав человека окажется неприемлемым ни для верующего христианина, ни для верующего мусульманина, ни для какого другого религиозного человека (каких сегодня в мире большинство), кроме верующего в Человека как в бога. Главное обвинение традиционных верующих в адрес европейского светского гуманизма заключается в том, что, оттолкнувшись от христианского понимания достоинства человека как «образа и подобия Божия», он создал не земной лишь закон, но новую религию, заменившую идеал безгрешного Богочеловека на Человекобога, все проявления которого, в том числе и греховные, признаются высшей ценностью.

Во время заседания Архиерейского Собора Русской православной церкви (РПЦ) в храме Христа Спасителя.Эта идеология возникла не сегодня. Но сегодня, в силу глобализации, она стала весьма агрессивно утверждаться в мире и порождать реакцию. Достаточно вспомнить череду общественно значимых конфликтов последнего времени - от «карикатурного скандала» до истории вокруг выставки «Осторожно, религия!», от споров вокруг права на аборты в США до все расширяющейся легализации однополых браков и эвтаназии, от провокационной настойчивости организаторов гей-парада в Москве до невозможности для итальянского политика-католика Рокко Бутильоне занять пост еврокомиссара по правам человека, когда он заявил, что готов охранять законные права гомосексуалистов, но не может не признать гомосексуализм грехом. Достаточно вспомнить и то, как после первых попыток Церкви сформулировать несколько лет назад свое понимание прав человека, раздался звучный ропот правозащитников: как это попы посмели прикоснуться к нашим священным ценностям!

«Это ситуация Римской Империи, - сказал  один из авторов документа, священник Георгий Рябых, - Тогда говорили: верьте во что угодно, но поклонитесь Императору. То же и сегодня: верьте во что угодно, но признайте, что права человека - это высшая ценность».

Церковь в своем документе говорит: права человека - это, безусловно, ценность, и принадлежит она всем, а не только жрецам новой правозащитной религии. Но это не высшая ценность. Она должна сочетаться с ценностями веры, нравственности, любви к ближнему (а, следовательно, семьи и Отечества), и охраны окружающей среды. Однако христиане должны эти ценности уважать и защищать. Документ прямым текстом призывает членов Церкви к «нравственно ориентированному социальному действию» по охране прав и свобод и конкретно перечисляет направления такой деятельности. «Мы призваны ревностно - не только на словах, но и на деле - заботиться о сохранения прав и достоинства человека, - говорится в документе. - Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам». Это говорит Церковь, которую часто справедливо критикуют и за социальную апатию, и за сращение с государством, Церковь, в которой очень сильны изоляционистские настроения.

Священнослужители во время перерыва между пленарными заседаниями Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) в кафедральном соборном храме Христа Спасителя.Так что если для внешней деятельности Церкви в новом документе важна полемика со светским гуманизмом, то для внутренней жизни Церкви, да и российского общества в целом куда важнее позитивное утверждение ценностей свободы и достоинства человека и призыв к их защите. Собор постановил преподавать «Основы учения» в семинариях и использовать в проповедях и общественной деятельности. Конечно, путь от интеллектуального осмысления и принятия теоретического документа до проникновения этого понимания в крайне консервативную толщу церковного, да и массового сознания грандиозен. Не сегодня и не завтра еще ценности прав и свобод утвердятся как «свои» в российском обществе. Но не будучи адаптированными и сращенными с российской традицией, они не утвердятся в нем никогда, а останутся принадлежностью небольших групп, воспринимаемых как инородное тело.

А если вспомнить о многострадальном диалоге о ценностях между Россией и Евросоюзом, то в ценностном хаосе сегодняшнего российского общества, где одни целиком принимают, другие целиком отвергают «европейские ценности», а большинство интересуют лишь ценности материальные, проявился осмысленный и открытый к диалогу голос Русской Церкви, которая, в силу своего исторического положения, потенциально способна собирать вокруг себя и другие голоса. Теперь выяснится, способна ли Европа к диалогу именно, а не только к экспорту готовых идеологических и квази-религиозных конструкций.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала