Рейтинг@Mail.ru
Михаил Барышников: надо танцевать не лучше других, а лучше себя самого - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Михаил Барышников: надо танцевать не лучше других, а лучше себя самого

Читать ria.ru в
Знаменитому танцовщику и актеру Михаилу Барышникову, живущему в США, исполняется 60 лет. "Я никогда не думал: "О, больше я не могу танцевать", - сказал Барышников. По его словам, ничто не может сравниться с выступлением перед публикой: "Это заставляет твое сердце биться быстрее, это гонит кровь по жилам. Это и есть самое главное в театре".

Знаменитому танцовщику и актеру Михаилу Барышникову, живущему в США, исполняется 60 лет.

В интервью газете "Чикаго Трибьюн" в начале месяца Барышников заявил, что пока не собирается прекращать танцевать на сцене, несмотря на то, что ранее неоднократно заявлял о своем возможном уходе.

"Я никогда не думал: "О, больше я не могу танцевать", - сказал он. По его словам, ничто не может сравниться с выступлением перед публикой: "Это заставляет твое сердце биться быстрее, это гонит кровь по жилам. Это и есть самое главное в театре".

20 января нынешнего года в Нью-Йоркской театральной мастерской" (New York Theater Workshop) завершился показ четырех коротких пьес Сэмюэля Беккета с участием Барышникова. Это не первый опыт работы Барышникова на сцене драматического театра: в 2003 году в спектакле Элиота Фелда "Mr. XYZ" он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в "Запрещенном рождестве" (2004) по сценарию Резо Габриадзе - роль сумасшедшего, который верил, что он - автомобиль.

Барышников снимался и в кино, в частности, в 9 эпизодах сериала "Секс в большом городе", в фильме "Белые ночи" и в фильме "Поворотный момент", за который он был номинирован на "Оскара".

Отвечая на вопрос о том, какими приемами актерского мастерства он пользуется на сцене, Барышников сказал: "Ты просто слушаешь, что происходит внутри тебя. У меня нет никакой особой актерской техники".

По словам артиста, разговорный жанр давался ему нелегко. В одной из сцен пьесы Rough for Theater I герой Барышникова, слепой уличный музыкант, ведет диалог с человеком в инвалидном кресле (эту роль исполняет Билл Кэмп). Барышников отметил, что во время этого диалога он не чувствовал себя абсолютно раскованным. "А кто бы чувствовал? Ведь английский - не родной мне язык. Мои дети до сих пор подтрунивают над моим произношением и грамматическими ошибками", - признался артист.

На вопрос о том, не намерен ли он сменить танец на карьеру драматического актера, Барышников немедленно ответил "Нет". "Мое тело все еще в прекрасной форме. Было бы неправильно не танцевать", - подчеркнул артист.

Подтверждением его слов о подтянутой фигуре может служить недавно опубликованная работа знаменитого фотографа Энн Лейбовиц из серии, посвященной мультфильмам Уолта Диснея - на фотографии Барышников предстает в образе Питера Пэна. Его партнершами на съемке были знаменитая супермодель Жизель Бундхен (Gisele Bundchen), исполнившая роль девочки Венди, и актриса Тина Фей, воплотившая маленькую фею Динь-Динь (Tinker Bell).

В нынешнем году Барышников планирует выступить на сцене с несколькими балетными номерами, которые он уже показывал за границами США, включая постановку, осуществленную знаменитым шведским хореографом Матсом Эком.

В интервью "Чикаго Трибьюн" Барышников еще раз подтвердил свою репутацию вечно молодого, "по-мальчишески очаровательного", как пишут о нем местные СМИ, человека. Например, на вопрос корреспондента "О чем вы думаете, когда в пьесе "А, Джо?" сидите на сцене в течение 17 минут без единого слова?" Барышников с усмешкой ответил: "О бейсболе" - и добавил, что актеров нельзя спрашивать о таких вещах.

Барышникова называют одним из самых знаменитых представителей мужского танца.

Его талант был признан сразу, как только он поступил в Ленинградское хореографическое училище, где его учителем был наставник Рудольфа Нуриева - Александр Пушкин. Так в возрасте 19 лет он расстался с родной Ригой, но не очень об этом жалел. Его мать, которая водила его в театр, научила любить музыку и отдала в балет, покончила с собой, а с отцом и его новой женой он общего языка не находил.

Со дня окончания училища и вплоть до своего отъезда на Запад Барышников был солистом Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра). Его уникальный артистический дар, музыкальность, безупречная форма исполнения завоевывали зрительские сердца, его прыжок-полет воспринимался как символ свободного парения духа. Вершиной карьеры Барышникова в СССР было звание заслуженного артиста РСФСР и творческий вечер, для которого ему позволили самому подобрать репертуар. Но танцовщику, который, по его собственным словам, всегда стремился танцевать не лучше остальных, а лучше себя самого, этого было мало. В 1974 году во время гастролей в Канаде Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.

Сказав себе: "Тебе уже 26, время безжалостно", - он оставил друзей, любовниц, квартиру на углу Мойки и пуделя Фому.

Бегство Барышникова на Запад было бегством в буквальном смысле этого слова. После спектакля поклонники окружили его кольцом - так, что не вырваться.

"Mischa, Mischa, please!" - скандировали они, протягивая буклеты, чтобы он их подписал. А всего в двух кварталах от театра была припаркована машина, которая должна была увезти его в новую жизнь. И Барышников всем телом бросился на толпу. Поклонники расступились от растерянности, не понимая, куда так спешит этот русский. Потом опомнились и с криками "Mischa, Mischa, please!" весело побежали за ним вдогонку. Но Барышникову было не до смеха. Спасаясь от поклонников, он едва не проскочил мимо поджидавшей его машины.

Сам артист впоследствии рассказывал: "Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, был только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Но нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, не хочу танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле не был".

Вслед за эмиграцией Рудольфа Нуриева и Натальи Макаровой это был последний и самый сильный удар по ленинградскому балету. Барышникова объявили "врагом народа", лишили советского гражданства и конфисковали имеющееся на родине имущество.

Поклонники оплакивали его, как никого из "невозвращенцев". Но что ждало Барышникова в России, если бы он не уехал на Запад? Позднее его ближайший друг Иосиф Бродский так ответил на этот вопрос, заданный ему в интервью: "Он бы спился".

После того, как в 1974 году Барышников впервые появился перед американской публикой, в США начался знаменитый балетный бум.

Пуритански настроенные отцы семейств стали толпами сдавать своих отпрысков в балетные школы. Четырехтысячный зал нью-йоркской Метрополитен перестал вмещать некогда немногочисленный клан балетоманов. Америка выучила еще одно русское имя - Misha и с удовольствием добавила его к уже знакомым Rudik и Natasha.

Барышников очень хотел стать американцем, и он сделал это. Для этого надо было стать лихим ковбоем - и он стал им, сочинив для себя знаменитую щегольскую вариацию "с кубками" в русском "Дон Кихоте". Надо было освоить американский стиль танца - и Барышников поступил в труппу Джорджа Баланчина New York Сity Ballet. Надо было научиться бродвейскому степу - и он появился в шоу Лайзы Миннелли. Для того, чтобы стать американцем, надо было доказать, что ты настоящий бизнесмен, и Барышников сделал приличное состояние на одежде и духах "Миша", одеколоне для мужчин под названием "Барышников". Он взял в жены голливудскую кинозвезду Джессику Ланж, стал образцовым семьянином - у Барышникова четверо детей, доказал, что может меняться, - ушел из классического балета в modern dance.

В 2003 году американцы назвали его самым влиятельным выходцем из бывшего СССР, а принцесса Диана мечтала потанцевать с ним.

В юности она однажды подкараулила его у выхода из лондонского театра и попросила автограф.

В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис основали собственный коллектив , который со временем превратился в большую передвижную труппу с современным репертуаром. В 2004 году труппа Барышникова и Морриса была распущена, и хореограф создал свой Центр искусств (Baryshnikov Arts Center). Центр, строительство которого обошлось более чем в 7 миллионов долларов (два из них из личных сбережений самого артиста), - это место, где молодые художники всех мастей могут представить экспериментальные работы и воспользоваться советами мэтров.

Все это, включая стипендию и жилье, за счет Центра. Его создание Барышников когда-то называл последней главой своей жизни.

Тем не менее, около двух лет назад он сформировал балетную труппу Hell's Kitchen Dance, названную в честь нью-йоркского района, в котором располагается Центр искусств Барышникова. По словам Барышникова, Hell's Kitchen создана так, чтобы быть гибкой и изменчивой - ведь она предназначена для молодых артистов, которые еще только начинают свою карьеру. Один из номеров программы Hell's Kitchen Dance - соло Барышникова, сопровождаемое видеозаписью его выступления в молодости. "Мне было что-то около 17 лет, - говорит он. - Сорок с лишним лет спустя это весьма забавно. Не знаю даже, печально или забавно это - видеть самого себя в такой перспективе".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала