Рейтинг@Mail.ru
Кончаловский - художник, которого трудно определить по почерку - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кончаловский - художник, которого трудно определить по почерку

Читать ria.ru в
Кончаловский решился на небывалый в истории советского кинематографа эксперимент, сняв "Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". Он доверил практически все роли простым людям из тех мест, где картина снималась. (Род Михалковых-Кончаловских. ИНФОграфика)

Сегодня исполняется 70 лет режиссеру Андрею Кончаловскому.

Он родился в семье, в генеалогическом древе которой можно найти такие фамилии, как Романовы, Пушкины, Толстые, Ржевские, Одоевские, Михалковы. Его мать Наталья Кончаловская, поэтесса и писательница, вошла в историю русской словесности как автор книги "Наша древняя столица". Спустя годы, ставя на Красной площади большое зрелищное представление к 850-летию Москвы, Кончаловский назовет его «Наша древняя столица», отдавая тем самым дань уважения памяти матери. Кроме того, в фильмах Кончаловского не раз звучали песни и романсы на ее стихи.

Отец - знаменитый детский писатель Сергей Михалков - помимо всенародно любимых стихов, басен и пьес написал также текст гимна Советского Союза. Его дед Петр Кончаловский был одним из мастеров знаменитой художественной группы "Бубновый валет", а прадед Василий Суриков - всемирно известный художник-передвижник.

Получив при рождении имя Андрей, режиссер предпочел называть себя Андрон. Кроме того, он взял двойную фамилию - Михалков-Кончаловский.

В юности Кончаловский готовился стать пианистом. Окончив в 1952 году Центральную музыкальную школу, он поступил в музыкальное училище при Московской консерватории (1953-1957), а потом и в Московскую Консерваторию (1957-1959 по классу фортепьяно). Но с 3-го курса он ушел во ВГИК, в мастерскую Михаила Ромма. В качестве одной из курсовых работ Кончаловский снял свою первую ленту "Мальчик и голубь". В 1961 году этот короткометражный фильм был удостоен первой в жизни режиссера награды - на XIV фестивале детских фильмов в Венеции в 1961 году ему дали "Бронзового льва".

В студенческие голы Кончаловский сдружился с Андреем Тарковским, который учился двумя курсами старше.

Их творческий дуэт тогда принес значительные плоды: они вместе написали сценарий режиссерского дебюта Тарковского "Каток и скрипка", потом "Иванова детства", а позже и "Андрея Рублева".

Впоследствии Кончаловский пишет и другие сценарии: к фильмам "Лютый", "Ташкент - город хлебный", "Конец атамана" (за который получил звание лауреата Государственной премии Казахской ССР), "Седьмая пуля", "Поклонник", "Ждем тебя, парень", "Транссибирский экспресс".

В 1965 году Кончаловский закончил режиссерский факультет ВГИКА. Диплом Кончаловского - фильм "Первый учитель" по Чингизу Айтматову - получил несколько премий и наград: специальный приз жюри на кинофестивале молодых кинематографистов в Йере, "Кубок Вольпи" исполнительнице главной роли Наталье Аринбасаровой на кинофестивале в Венеции в 1966 году. К этому времени она уже была женой Кончаловского, матерью его сына Егора, ныне также пошедшего по стезе отца в кинорежиссуру.

В 1967 году Кончаловский решился на небывалый в истории советского кинематографа эксперимент, сняв "Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". Он доверил практически все роли простым людям из тех мест, где картина снималась. "Асю" запретили. Немногие профессиональные актеры, снявшиеся в фильме, в том числе Ия Саввина, выдержали очень непростое испытание - быть на экране такими же подлинными, как живые люди из живой жизни. В 1987 году вернувшийся в Россию Кончаловский по чудом сохранившейся авторской копии восстановил в разное время сделанные купюры, дал фильму изначальное название и выпустил его в жизнь. Спустя 22 года после своего создания фильм получил Государственную премию.

После черно-белой, почти документалистской скупой стилистики этого фильма следующая работа режиссера - экранизация тургеневского «Дворянского гнезда» (1969) - казалась ослепительным праздником света и цвета. Оператор Г. Рерберг развернул на экране такую блистательную палитру цвета, какой до того, наверное, не знало мировое кино. Какие-то из критиков обвинили фильм в погоне за самоценной красивостью, в уходе от проблем сегодняшней жизни к любованию эстетизированным миром ушедшей дворянской жизни, хотя режиссер оставался верен себе: он все так же говорил о своей любви к России, своей вере в нее, своей тревоге за ее судьбу. Следом за «Дворянским гнездом» появилась еще одна экранизация - «Дядя Ваня» с прекрасным созвездием актеров (И. Смоктуновский, С. Бондарчук, И. Купченко), которая в  1971 году получила приз «Серебряная раковина» на фестивале в Сан-Себастьяне.

Гран-при в Карловых Варах завоевал фильм «Романс о влюбленных» (1974), где герои говорили белым стихом, где весь мир представал очищенным от шелухи быта, где превозносились понятия любви, долга, чести, Родины. На Каннском фестивале Специального приза жюри был удостоен 4-серийный кинороман «Сибириада», охватывавший почти целое столетие жизни России, построенный на сложном столкновении личных судеб героев и полной трагических потрясений истории государства.

В 1980 году произошло два особенно важных события в жизни Андрея Кончаловского: он получил звание Народного артиста Российской Федерации и уехал на Запад. Фактически это была эмиграция, хотя Кончаловский, к тому времени уже женатый на гражданке Франции, имел по всем советским законам право жить и работать за рубежом. В Голливуде ему пришлось заново начинать с нуля, доказывать продюсерам свое владение профессией. Только спустя 4 года ему удалось выйти на съемочную площадку. Фильм Кончаловского "Возлюбленные Марии" с участием Настасьи Кински продемонстрировал, что советский режиссер способен снимать кино в Америке. Со своим следующим американским фильмом "Поезд-беглец" (1985) Кончаловский вошел в мировые киноэнциклопедии. Фильм, снятый им по сценарию Акиры Куросавы, оказался философской метафорой: два вырвавшихся на свободу заключенных оказываются на потерявшей управление связке локомотивов. Фильм получил три номинации на "Оскар" - Джону Войту за лучшую мужскую роль, Эрику Робертсу за лучшую мужскую роль второго плана, Генри Ричардсу за лучший монтаж. В Америке Кончаловский снял такие ленты, как "Дуэт для солиста" (1986), "Стыдливые люди" (1987), "Гомер и Эдди" (1989). Кто-то считал, что Кончаловский «американизировался», кто-то видел несомненную связь советского и американского периодов творчества режиссера. Но единственный по-настояшему "американский" фильм из всех, созданных Кончаловским в Голливуде, - это "Танго и Кэш" - блокбастер с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Из-за конфликта с продюсером Кончаловский предпочел уйти, не завершив съемки, хотя и сохранив в титрах свое имя. Он уехал в Россию.

За годы, прошедшие со времени возвращения на Родину, режиссер успел довольно много.

Поставил фильмы «Ближний круг» (1991) - размышление о природе сталинизма на материале судьбы «маленького человека» - киномеханика Сталина; «Курочка Ряба» (1994) - гротескное продолжение судьбы Аси Клячиной в посткоммунистической России спустя 25 лет (Ия Саввина отказалась играть Асю, в этой роли снялась Инна Чурикова); «Дом дураков» (2002, Гран-при жюри кинофестиваля в Венеции) - историю обитателей сумасшедшего дома где-то близ границы с Чечней во время первой чеченской войны: оказалось, что именно они - единственные нормальные люди в сошедшем с ума, залитом кровью мире. Главную роль в фильме сыграла пятая жена режиссера - актриса Юлия Высоцкая. Для телеэкрана в 1996-1997 годах Кончаловский снял четырехсерийную «Одиссею» - самую дорогую на ту пору в мире телепродукцию, получившую высшую американскую телевизионную награду «Эмми».

Книги Кончаловского «Низкие истины» (1998) и «Возвышающий обман» (1999), где он рассказывает о прожитой жизни, о встречах со многими замечательными людьми, о своем опыте работы в кино и на сцене, о любимых женщинах и многом другом, стали бестселлерами.

Кончаловский реализовал себя и как театральный режиссер: он поставил «Чайку» Чехова в парижском «Одеоне», оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в «Ла Скала», «Войну и мир» Прокофьева в Санкт-Петербургской Мариинке и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Бал-маскарад» Верди на Вердиевском фестивале в Парме.

В канун своего 70-летия Кончаловский представляет на суд публики сразу две своих работы. Премьера его фильма «Глянец» состоялась 19 августа в киноконцертном зале "Пушкинский". "Кончаловский - тот художник, которого трудно определить по почерку", - сказал в интервью РИА Новости Ефим Шифрин, который сыграл одну из главных ролей.

По словам режиссера, он не любит отмечать круглые даты. Кончаловский сообщил, что сегодняшний день намерен провести с максимальной пользой.

"С утра пробежим с женой наш обычный кросс, километров десять, а потом я отправлюсь на презентацию своей книги "На трибуне реакционера", которую написал вместе с политологом Владимиром Пастуховым. В ней мы попытались доказать, что именно культура определяет российскую политику", - сообщил Андрей Сергеевич.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости открытых источников

Михалковы-Кончаловские Preview

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала