Рейтинг@Mail.ru
В поисках легенды - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В поисках легенды

Читать ria.ru в
Долгие десятилетия продолжались тщетные поиски затонувшего в 1934 году парохода "Челюскин". И вот, 72 года спустя легендарное судно, кажется, найдено: в Чукотском море подводные археологи обнаружили остатки парохода.

Долгие десятилетия продолжались тщетные поиски затонувшего в 1934 году парохода "Челюскин". И вот, 72 года спустя  легендарное судно, кажется, найдено: в Чукотском море подводные археологи обнаружили остатки парохода. Судьба трофеев - двух металлических деталей - уже известна: первый, часть ограждения судна, передадут в музей, в то время как второй направится в Копенгаген, в судостроительную компанию "Бурмейстер и Вейн", со стапелей которой 73 года назад и сошел "Челюскин".

Не дожидаясь научных подтверждений, на судне уже объявили экспедицию состоявшейся. В то же время известный полярный исследователь, вице-спикер Госдумы от партии Единая Россия", Артур Чилингаров призывает не спешить с выводами. То что, участники научной экспедиции обнаружили именно легендарный "Челюскин", еще предстоит доказать научно, считает исследователь.

Напомним, информация о том, что поиски парохода "Челюскин" якобы увенчались успехом, широко проходила в центральных СМИ два года назад. Однако уже через несколько дней после завершения экспедиции ее руководитель Алексей Михайлов заявил, что поиски не дали положительных результатов, так как все известные в архивах координаты района гибели "Челюскина", оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов, "скорее всего, были фальсифицированы". Заметим, что тогда поиск парохода совершали ученые из Магадана. 

Справка: Российский "Титаник"

Пароход "Челюскин", названный так в память русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина, должен был повторить подвиг "Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах, он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.

13 февраля 1934 года "Челюскин" был раздавлен льдами в Чукотском море. В результате один человек погиб, а 104 члена экипажа, в том числе 10 женщин и двое детей, высадились на лед океана. Спасение экипажа легендарного парохода стало одной из самых волнующих, героических страниц советской эпохи. Оно продолжалось два месяца.

Все это время чудом выжившие челюскинцы боролись за жизнь: обустроили лагерь, соорудили пекарню, стали выпускать стенгазету "Не сдаемся!". Душой лагеря был глава экспедиции, знаменитый полярник, академик Отто Юльевич Шмидт. Радиосвязь с материком обеспечивал знаменитый полярный радист Эрнст Кренкель.

5 марта 1934 года, после 28 безуспешных попыток, летчик Анатолий Ляпидевский нашел терпящих бедствие челюскинцев и на своем самолете АНТ-4 вывез на большую землю женщин и детей. Эвакуация остальных 92 пассажиров и членов экипажа завершилась 13 апреля 1934 года. Полярные летчики, спасшие экспедицию, совершили в общей сложности 24 рейса, за что и были удостоены звания Героев Советского Союза. Тайна гибели парохода "Челюскин" по сей день считается неразгаданной.

Координатный лабиринт

Причиной провала предыдущих экспедиций считают "сфальсифицированные координаты". На первый взгляд такая постановка вопроса кажется странной: ведь сразу после крушения Отто Шмидт сообщил в радиограмме точные координаты нахождения судна. И, тем не менее, руководитель экспедиции 2004 года, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов заявил, что данные о месте гибели парохода были сфальсифицированы. Таким образом, возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в советской печати нашли отражение измененные координаты.

15 лет назад в сентябре 1989 года затонувший "Челюскин" нашел член Географического общества США Сергей Мельникофф на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев". Им были опубликованы уточненные координаты гибели "Челюскина", проверенные в результате погружения к пароходу. "68° 18′ 05″ 688 северной широты и 172° 49′ 40″ 857 западной долготы. Имея такие цифры, не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра", - писал после окончания экспедиции Сергей Мельникофф. 

Заметим, что в  газете "Los Angeles Times" от 12 апреля 1934 года были приведены следующие координаты: 68о 20′ сев. широты и 173о 04′ зап. долготы. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68о 17′ сев. широты и 172 о  50′ зап. долготы. Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием.

Второй корабль не дает найти "Челюскин"?

В 1997 году в газете "Известия" появился материал, посвященный тайнам экспедиции "Челюскин". Автор публикации Анатолий Стефанович Прокопенко, историк-архивист, в прошлом возглавлял знаменитый Особый архив (ныне - Центр хранения историко-документальных коллекций). По версии, выдвинутой Прокопенко, волею судеб поблизости от "Челюскина" вмерзла в лед баржа-могила с заключенными, что, в свое время, заставило Сталина отказаться от западной помощи. 

Детально версия о наличии второго корабля в экспедиции "Челюскина" была описана Эдуардом Ивановичем Белимовым в работе "Тайна экспедиции "Челюскина". Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода "Пижма", ведомого "Челюскиным". Этот человек стал также близким другом родившейся на борту "Челюскин" девочки Карины.

Через некоторое время в газете "Версты" появилась практически идентичная версия от лица гражданина Израиля Иосифа Закса. Он утверждал, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина был взорван и затоплен корабль "Пижма", который якобы сопровождал легендарного "Челюскина". По словам Закса, на борту этого судна, а точнее, в трюмах, находились 2000 заключенных, которых везли на работу на рудники Чукотки под конвоем сотрудников НКВД.

30 августа 2001 года российский телевизионный канал ТВ-6 в программе "Сегодня" показал сюжет про "Пижму". В отличие от Белимова телевизионщики выдвинули версию, что на борт "Пижмы" охранники взяли с собой еще и семьи. Когда "Челюскин" попал в ледовый плен, и началась операция по его спасению, было принято решение взорвать корабль. Семьи охранников были перевезены на санях к "Челюскину", а 2000 заключенных ушли на дно вместе с судном.

В сентябре 2004 года в прессе вновь появилось сообщение о втором корабле. По одной из версий, следовавшее за "Челюскиным" судно везло на своем борту заключенных.

В то же время есть и противники данной версии, уверенные, что заключенные к "эпопеи Челюскина" никакого отношения не имеют. В защиту они приводят следующий факт: известный английский исследователь Роберт Конквест, посвятивший много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР, а также лагерям смерти в Арктике, составил полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. в этом списке нет. Отсутствует в списке и название корабля "Пижма".

Справка: В 1932 году в структуре НКВД была создана Особая экспедиция Наркомвода. Она обслуживала ГУЛАГ, перевозила людей и грузы из Владивостока и Ванино на Колыму и в устье Лены. Флотилия насчитывала с дюжину судов. Документы, касающиеся деятельности Особой экспедиции, хранятся в закрытых фондах НКВД. Не исключено, что там есть сведения и о затонувшем судне.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала