Рейтинг@Mail.ru
Катастрофа Ту-154: эксперты ставят под сомнение официальную версию - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Катастрофа Ту-154: эксперты ставят под сомнение официальную версию

Читать ria.ru в
Погодные условия могли повлиять на полет самолета Ту-154, но привести к катастрофе -лишь в сочетании с возможными отказами бортовых систем, неправильными действиями экипажа...

Спустя почти сутки после трагедии самолета Ту-154, следовавшего из Анапы в Санкт-Петербург и разбившегося в Донецкой области, основной версией катастрофы считается попадание в лайнер молнии.

Как сообщила во вторник, 22 августа, начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова, в самолет Ту-154 "Пулковских авиалиний" попала молния, в результате чего он рухнул на землю с высоты 10-11 тысяч метров и загорелся. За несколько минут до катастрофы экипаж лайнера четыре раза подал сигнал SOS. Андрианова отметила, что "установить истинную причину можно будет только после расшифровки бортовых самописцев - "черных ящиков".

Между тем, официальная версия подвергается сомнению со стороны экспертов. Как сообщил РИА Новости специалист одной из российских авиаконструкторских компаний, учитывая то, что самолет находился на высоте 10-11 километров, гроза могла существенно повлиять на полет только в случае прямого входа воздушного судна в мощное грозовое образование. Это возможно в случаях отказа бортового "погодного" радара, нарушения диспетчерского сопровождения полета в сочетании с ошибочными действиями экипажа.

Грозовая активность, в сочетании сопутствующей ей турбулентностью атмосферы, отличающейся воздействием на воздушное судно мощных восходящих (нисходящих) воздушных потоков, наиболее опасна вблизи земной поверхности  во время взлета или посадки.
Более того, самолет Ту-154 в соответствии с действующими авиационными правилами защищен от возможного попадания молнии. Как отметил эксперт в своем комментарии, на самолетах существуют специальные технические средства молниезащиты органов управления и отдельных наиболее критичных по условиям безопасности составных частей воздушного судна.

То есть, погодные условия могли повлиять на полет самолета Ту-154, но привести к катастрофе -лишь в сочетании с возможными отказами бортовых систем, неправильными действиями экипажа и несогласованности в действиях экипажа с диспетчерскими службами.

Западные эксперты также подвергают сомнению основную версию произошедшего. Британская газета "Times"опросила специалистов, которые подчеркнули, что молния попадает в пассажирский самолет примерно 1 раз на 10 тысяч часов полета. ИА "Regnum" напоминает, что разбившийся под Донецком Ту-154 имел налет 24 тысячи часов, из них 9 тысяч - после ремонта.

Чаще всего электрический разряд не приводит к существенным повреждениям, поскольку обтекает алюминиевый корпус воздушного судна, сильные удары могут приводить к возникновению крохотных дыр в фюзеляже и крыльях, которые, впрочем, также не становятся причиной серьезных проблем, отмечают эксперты.

В нескольких случаях самолеты теряли связь с землей, и, что представляет особую опасность, выходил из строя так называемый "искусственный горизонт". Поскольку удар молнии, как правило, происходит в тот момент, когда самолет находится в облаках, пилоты могут оказаться дезориентированными и направить самолет к земле. Однако, как указывает один из издателей журнала Flight International Дэвид Лермонт, до сих пор неизвестно ни одного случая, чтобы современный авиалайнер разбился исключительно про причине удара молнии.

Газета "Комсомольская Правда" приводит комментарии синоптиков: "одной из причин катастрофы могло быть попадание самолета в очень мощную грозо-градовую кучево-дождевую облачность (с верхней границей 12 - 15 км), сопровождаемую сильной турбулентностью, с частичным разрушением самолета и его вынужденным снижением, а затем (безуспешной, к сожалению) попыткой посадки на грунт.

Редкий случай, когда погода (да еще на эшелоне, а не на аэродроме) действительно является причиной катастрофы.

Сегодня Донбасс находился в зоне очень активного холодного фронта с сильными грозами (t° в Донецке упала на 9°C за полчаса)...

Вход в грозовые облака в авиации категорически запрещен, а если они имели верхнюю границу выше 12 км и их невозможно было обойти, самолет вполне мог попасть в зону сильной турбулентности, перегрузки при этом колоссальные, и самолет мог физически пострадать, может быть, на первом этапе лишь частично, но это, во всяком случае, привело к аварийному снижению".

Летчик первого класса Игорь Воеводин утверждает: "попадание молнии" называется "поражением статическим электричеством". Происходит это обычно в грозовых облаках. Что бывает? Да ничего, самолет - сам по себе громоотвод. Если вы замечали, на крыльях установлены такие "щеточки". Это и есть стекатели электричества. Максимум, что может произойти, - выйдут из строя некоторые приборы".

По свидетельствам очевидцев, перед катастрофой гроза была очень сильной, дождь шел, как говорят, "почти горизонтально", настолько сильным был ветер. "Небо было затянуто тучами, - рассказывает очевидец Геннадий Курсов из села Степное, около которого рухнул самолет. - Внезапно раздался звук низко летящего лайнера. Но до последнего момента его не было видно! Мы и жители других окрестных сел заметили его, только когда до земли оставалось метров 150. Я подумал, что он рухнет прямо на нас. Его крутило вокруг своей оси, как вертолет..."

Газета "Коммерсант" пытается восстановить события. Самолет Ту-154М отправился из Анапы точно по расписанию - в 15.05. Самолет проходил предполетный осмотр в обычном режиме, комиссии еще предстоит оценить качество этого осмотра, но претензий к технике у наземных служб не было. Самолет в Анапе не заправлялся.

Вначале самолет вели краснодарские диспетчеры. В "Аэронавигации Юга" сказали, что во время нахождения Ту-154М в их зоне ответственности никаких тревожных сигналов с борта самолета не поступало, полет проходил в штатном режиме.

В 15.25 (когда самолет приняли авиадиспетчеры Харькова - прим.ред), когда самолет находился на высоте 11 700 метров, экипаж подал сигнал SOS, а затем дважды повторил этот сигнал. Затем самолет начал снижение. В последний раз экипаж передал сигнал SOS через две минуты, находясь на высоте 3000 метров. Приборы зафиксировали, как один из пилотов, предположительно сам командир самолета Игорь Корогодин, крикнул какую-то неразборчивую фразу, после чего связь пропала. В 15.39 самолет исчез с экранов диспетчеров.

Замгендиректора авиакомпании "Пулково" по организации летной работы Анатолий Самошин сказал, что обстоятельства представляются "очень странными". "На теракт это не похоже, - говорит он. - Террористы обычно взрывают что-либо в хвостовой части самолета, из-за чего воздушное судно разрушается в воздухе, а в этом случае самолет, по данным украинского МЧС, упал целым. Информации о пожаре на борту у нас нет, но мне кажется, летчик должен был успеть сообщить о пожаре". В то же время господину Самошину показалась "маловероятной" и версия того, что причиной трагедии стало то, что самолет попал в грозу: "Это достаточно штатная ситуация - у нас есть четкие инструкции, как действовать в таких случаях".

Эксперты, опрошенные "Коммерсантом", предполагают, что, получив метеосводку, командир Ту-154 решил все-таки продолжить полет по прежнему маршруту. Тем более что в этой сводке не говорилось о том, что грозовой фронт может угрожать безопасности полета: легкая гроза, тучи высокой плотности, видимость более 10 км. Однако, попав в грозовой фронт и сильную болтанку, вызванную турбулентностью, командир экипажа передал сигнал SOS и приступил к снижению. При этом он запросил аэропорт Донецка об аварийной посадке. Когда самолет снижался, в него могла попасть молния, что привело к отказу электроники. Разряды электричества на корпусе или свечение очевидцы катастрофы и могли принять за пожар на борту. Затем потерявший управление самолет начал терять высоту.

Заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров считает, что "скорее всего, виноваты не турбулентность и гроза, а административно-учебный фактор". Экипаж, попав в "условия, действовать в которых его не научили, видимо, просто растерялся".

В связи с трагедией Ту-154 все чаще вспоминают крушение самолета Ту-134-Ш, борт №2350202, которое произошло 25 мая 1984 года, также под Донецком.

"При выполнении транспортного задания с самолетом Ту-134Ш №2350202 через 12 минут 38 секунд после взлета из а/п Жданова произошло чрезвычайно редкое в авиации явление: самолет полностью разрушился в воздухе. Экипаж и пассажиры погибли", говорится в заключении по данному происшествию, опубликованном на форуме сайта avia.ru.

Тогда лишь одним из факторов крушения самолета стали погодные условия. "Одним из", но не единственным. В районе г. Донецка были мощные грозовые фронты, и самолет обходил их, ведя непрерывную связь с землей. При прохождении коридора между двумя мощными грозовыми фронтами самолет полностью разрушился в воздухе.

Как показала экспертиза, самолет попал в очень тяжелые атмосферные условия, повышенную турбулентность атмосферы с мощными вертикальными порывами и вышел на перегрузки, значительно превышающие расчетные, и под их воздействием произошло полное разрушение самолета в воздухе. Происшествие произошло из-за потери самолетом путевой динамической устойчивости и управляемости из-за неправильной работы демпфера рыскания. Выяснилось, что при ремонте самолета было допущено перепутывание электропроводов на клеммах контакторов ТКД-503ДТ М 7144748 подключения резервного преобразователя ПТ-1500Ц к основной шине трехфазного тока 36 вольт 400 герц. При этом не было проведено полной проверки всей электросистемы самолета на ремонтном заводе, отмечал главный конструктор предприятия Л. Селяков.

Итак, на данный момент отрабатывается несколько версий катастрофы Ту-154.

Основная: попадание в зону турбулентности, молния. Озвучена она была 22 августа в 17.30 представителем Минтранса России. "Радио Эхо Москвы" в 17.37 предположило, что экипаж пытался обойти грозовое облако, но не смог. В 17.45 "Вести": пожар на борту, о котором якобы и сообщил экипаж. Летчики пытались совершить вынужденную посадку на брюхо, не выпуская шасси.

Кроме того, вчера в 18.07 МЧС России официально распространило информацию, что трагедия в небе Украине - не итог террористического акта, но сегодня было объявлено, что все-таки эксперты будут проверять и эту версию.

Фотолента Катастрофа Ту-154 "Пулковских авиалиний"

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала