Рейтинг@Mail.ru
Балканский тупик. Переговоры о статусе Косово успехом не увенчались - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Балканский тупик. Переговоры о статусе Косово успехом не увенчались

Читать ria.ru в
Сербия "готова согласиться на раздел Косово на сербскую и албанскую части, если для края не будет найдено другого приемлемого решения". Хотя "актуальная позиция" Белграда пока остается прежней...

Сербия "готова согласиться на раздел Косово на сербскую и албанскую части, если для края не будет найдено другого приемлемого решения", заявила 12 августа председатель Координационного центра по Косово и Метохии правительства Сербии Санда Рашкович-Ивич. "Если сербы и албанцы признают факт невозможности совместного проживания, а международное сообщество согласится с этим, тогда вариант разделения Косово представлял бы выгодное решение для обеих сторон", - подчеркнула Санда Рашкович-Ивич в заявлении для представителей иностранных СМИ. И хотя "актуальная позиция" Белграда пока остается прежней: существенная автономия Косово в составе Сербии, - прозвучавшее заявление свидетельствует о том, что надежд на развитие событий по сербскому сценарию у руководства республики все меньше. Тот факт, что слова эти прозвучали после провала очередного раунда переговоров между Белградом и Приштиной, лишний раз свидетельствует о том, что переговоры эти зашли в тупик. И вопрос сегодня заключается лишь в том, какой из вариантов урегулирования вопроса о статусе Косово (не устраивающий сербскую сторону или не устраивающий албанскую сторону) предпочтет курирующее эти переговоры международное сообщество - вопрос, мало кого способный сегодня заинтриговать.

Напомним, что очередной раунд переговоров между конфликтующими сторонами состоялся на минувшей неделе в Вене. Как и следовало ожидать, завершился он безрезультатно.  "Позиции сторон концептуально далеки друг от друга", - констатировал советник специального представителя ООН по урегулированию косовской проблемы. В первый же день переговоров, 7 августа, представители косовских сербов заявили о том, что разногласия между Белградом и Приштиной носят принципиальный характер, и отказались участвовать в намеченном на следующий день обсуждении вопросов положения национальных меньшинств, так как "сербы не принимают навязываемый им статус национального меньшинства на собственной земле".

В ООН срыв переговоров, по традиции, возложили на сербскую сторону. "Это решение означает упущенную возможность участвовать в процессе, который имеет центральное значение для всех общин Косово и не в последнюю очередь для сербской", - отметил советник спецпредставителя Организации Объединенных Наций Бернхард Шлагхэк, комментируя отказ сербов от продолжения переговоров. По его словам, делегация Приштины внесла "актуальные конкретные предложения" по правам меньшинств, которые были "тщательно разработаны" в ходе процесса консультаций в Косово за последние месяцы. А вот представители Белграда, по словам Шлагхэка, "не выступили с какими-либо конкретными предложениями".

Ни то, что встреча в Вене проходила на фоне непрекращающегося в Косово насилия со стороны Освободительной Армии Косово (только за неделю, предшествовавшую очередному раунду дебатов, экстремисты трижды обстреливали сербские села из автоматического оружия, а также осквернили православное кладбище в предместье столицы края Приштины и взорвали церковь в городе Обилич, уже вторую за последний месяц), ни то, что делегация косовских албанцев (в состав которой вошли, по большей части, бывшие полевые командиры ОАК) продолжает настаивать на противоречащей всем резолюциям ООН по Косово независимости края, отмечено не было. Зато была отмечена готовность албанской стороны к дальнейшим переговорам о предоставлении Косово и Метохии независимости - умеренность, по праву достойная поощрения.

Первый раунд "исторических" переговоров состоялся еще 24 июля, причем "никакого прорыва" на них не произошло. Как отметил специальный представитель генерального секретаря ООН по Косово Мартти Ахтисаари, Белград, по-прежнему готов "дать практически все, кроме независимости", а Приштина не принимает "ничего, кроме полной независимости".

Впрочем, ожидать успеха от переговоров в условиях непрекращающегося насилия и систематического нарушения прав сербского населения в крае было бы странно. Некоторое время назад понимание этого демонстрировало и "международное сообщество". 10 декабря 2003 года специальный представитель Генерального секретаря ООН г-н Холкери официально обнародовал свой план "Стандарты для Косово". Документ содержал ряд требований к албанскому руководству края, осуществление которых должно было предшествовать обсуждению вопроса о статусе. Стандарты для Косово включали в себя: функционирующие демократические институты; поддержание законности и правопорядка; свободу передвижения; возвращение беженцев/перемещенных лиц; устойчивую, конкурентоспособную рыночную экономику; имущественные права; диалог с Белградом; Корпус защиты Косово.

Однако в 2005 года от более или менее компромиссной формулы "сначала стандарты, потом статус" было решено отказаться. Было заявлено, что 2006 год станет годом окончательного определения статуса края Косово и поставит точку в последней главе "югославского кризиса". Формула урегулирования сменилась на противоположную: "стандарты в процессе и после определения статуса". Таким образом, косовским албанцам лишний раз дали понять, что добиться независимости они могут, и не прилагая никаких усилий к построению демократичного общества и восстановлению законности. В конце 2005 года специальный посланник генерального секретаря ООН Кай Эйде выступил с докладом под названием "Всеобъемлющий обзор положения в Косово", в котором, констатировав невыполнение практически всех "стандартов", сделал парадоксальный вывод о необходимости начала переговоров о статусе края. "Поспешность трудно объяснимая, если на минуту принять всерьез декларированную цель - создать в Косово демократическое мультиэтническое общество", - отмечал к. и. н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН П.Кандель.

"Каким быть окончательному статусу края Косово, ни в данном докладе, ни в других документах ООН прямо не говорится - он должен стать итогом переговорного процесса между Белградом и Приштиной при международном посредничестве. Но и в Вашингтоне, и в Брюсселе, откуда ведет свое происхождение данная инициатива, не скрывают, что речь идет об "условной независимости". Косово получит независимость от Сербии, под суверенитетом которой этот край формально еще числится. Однако "международное присутствие" сохранится при большей роли Европейского союза, нежели ООН. "Полную независимость" Косово должно обрести при вступлении в ЕС, в рамках которого это понятие в принципе неприменимо, - продолжает исследователь. - Остается необъяснимым, зачем спешить с предоставлением независимости, тем более "условной" и промежуточной, требующей продолжения "международного присутствия"?".

Реальная причина подобной торопливости, по мнению эксперта, заключается в том, что "западные покровители попросту опасаются своих албанских подопечных, которые погромами 2004 года показали, что для достижения своих целей готовы применить силу (и не только против сербов)". "Это могло бы вынудить США и ЕС на активные действия против албанцев, что означало бы крах всей западной политики в косовском конфликте, а заодно послужило бы дурным примером для Ирака и Афганистана", - полагает Кандель.

Таким образом, ускоренное начало переговоров о статусе Косово нельзя рассматривать иначе, как очередную уступку косовским албанцам. О том, что позиции сербской стороны в них заведомо ослаблены, свидетельствуют и принятые в ноябре 2005-го Контактной группой по Косово (Великобритания, Италия, Россия, США, Франция и ФРГ) Руководящие принципы по выработке решения о будущем статусе Косово. "Документ, воспроизведя положенные "мантры" о том, что решение косовской проблемы должно соответствовать международным стандартам прав человека, нормам демократии и международного права, включил и положения, во многом предрешающие ход и исход переговорного процесса", - замечает Кандель. Так, не допускаются раздел Косово и его объединение с какой-либо страной или частью страны, как и возвращение к ситуации до марта 1999 года. Утверждается необходимость соблюдать территориальную целостность и стабильность соседей по региону (хотя предполагаемая независимость Косово прямо нарушает территориальную целостность Сербии). Раз начавшийся, переговорный процесс не может быть блокирован и должен быть доведен до конца, а специальный посланник генерального секретаря ООН по статусному процессу в Косово, бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари имеет право на приостановку полномочий и отстранение от переговоров любого лица или группы, которые, по его мнению, не способствуют прогрессу. Запрещается создание "Великой Албании", но не исключается существование двух албанских государств. Таким образом, Белград "заранее лишается наиболее выигрышных запросных позиций и свободы маневра (предложение раздела Косово, потенциальное требование аналогичных решений для Косово и Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, затягивание переговоров или непризнание навязываемых решений)". "По сути, сербским властям оставлен лишь выбор способа капитуляции", - заключает эксперт Института Европы РАН.

Капитуляция сербов, в свою очередь, не останется без последствий не только для Европы, где, фактически, будет узаконено существование "пиратской республики", но и для всей системы международных отношений, одним из основополагающих принципов которой является признание территориальной целостности государств. Причем "косовский прецедент" коснется не только постсоветских республик. "Угрозы этнического сепаратизма и возрождающегося национализма становятся важнейшими проблемами, с которыми сталкиваются многие члены НАТО - такие, как Канада, Турция, Италия и Испания", - отмечал еще в 1998 году обозреватель "International Herald Tribune" Уильям Дроздяк. Нельзя исключать и того, что де-факто отделение Косово станет катализатором для дальнейшего распада бывшей Югославии. "Дальше будет поставлен вопрос об отделении Воеводино, еще одного автономного края в Сербии", - полагает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.

Пока же договориться по самой важной проблеме - проблеме статуса Косова - шансов нет никаких, "посредники" решили сосредоточиться на решении "технических" вопросов: децентрализации, правах меньшинств, охране культурных памятников, экономическом развитии и т.п. Относительным успехом подобная тактика увенчалась: 9 августа Белград и Приштина договорились, по крайней мере, о том, как будет выглядеть краевая полиция. Однако в "техничности" этого вопроса у многих возникают справедливые сомнения. "Полицейские структуры, расположенные в сербских анклавах края, несмотря на сохранение формального подчинения МВД, находящемуся в Приштине, фактически становятся автономными единицами", - отмечают "Новые Известия". Несмотря на желание албанской стороны сохранить контроль над всеми правоохранительными структурами, назначать офицеров в своих анклавах сербы будут сами. Однако Белград не сможет контролировать их деятельность напрямую - на этом настояли международные посредники. По мнению издания, эти договоренности "указывают на то, что подготовка к разделу Косово на албанскую и сербскую части продолжается полным ходом".

Впрочем, планы по разделу Косово, выдвигающиеся еще с 60-ых гг. ХХ века, сегодня вряд ли могут рассматриваться как решение проблемы: в условиях, когда большая часть сербов из края уехала и возвращаться не собирается, разделение по этническому признаку нельзя рассматривать иначе, как фактическое признание независимости края.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала