Рейтинг@Mail.ru
"Дело Энрона". Корпоративная Америка в поисках стандартов этики - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Дело Энрона". Корпоративная Америка в поисках стандартов этики

Читать ria.ru в
Суд присяжных Хьюстона признал виновными бывших руководителей корпорации "Энрон" (Enron) 64-летнего Кеннета Лэя и 52-летнего Джеффри Скиллинга в мошенничестве.

Суд присяжных Хьюстона признал виновными бывших руководителей корпорации "Энрон" (Enron) 64-летнего Кеннета Лэя (Kenneth Lay) и 52-летнего Джеффри Скиллинга (Jeffrey Skilling) в мошенничестве. Всего в обвинении фигурировало более 20 пунктов: подлог, манипулирование рынками, предоставление заведомо ложной информации акционерам, использование инсайдерской информации и многие другие правонарушения.

Кроме того, было принято досудебное решение выплатить потерпевшим акционерам 6,6 миллиардов долларов. Банк Canadian Imperial Bank of Commerce выплатит бывшим акционерам Enron $2,4 миллиарда, банк JP Morgan Chase - $2,2 миллиарда и $2 миллиарда выплатит Citigroup. Таким образом, компании постараются искупить свою вину перед пострадавшими за участие совместно с "Энроном" в финансовой пирамиде.

Вердикт считается большой победой прокуратуры, которая 4 года вела расследование. За это время 19 бывших высокопоставленных сотрудников компании сознались в своих преступлениях или были признаны виновными по суду. Сроки заключения Лея и Скиллинга будут оглашены осенью, до тех пор они выпущены на свободу под залог в размере 5 миллионов долларов. Возможно, эти три месяца окажутся последними днями, проведенными ими на свободе. По совокупности обвинений Лею грозит до 45 лет тюрьмы, Скиллингу - 185 лет.

Бывший гендиректор "Энрон" Джеффри Скиллинг выслушал приговор с каменным лицом, его жена и дети в зале суда не присутствовали. Семья основателя компании Кеннета Лея присутствовала на оглашении вердикта в полном составе. Оба обвиняемых до последнего момента не признавали свою вину. Скиллинг прокомментировал решение суда так: "Я, понятно, разочарован. Но вот так работает наша система. Мы здорово бились. Но что-то выходит, а что-то не получается". Адвокат подсудимых собрался обжаловать приговор.

Скиллинг отметил также, что никогда, ни при каких обстоятельствах не рассматривал возможности заключения сделки с прокуратурой, как это сделали больше десятка бывших высокопоставленных администраторов "Энрона". "Пока я жив, я буду отвергать все эти обвинения", - заявил Скиллинг.

Однако не все обвиняемые по делу столь категорично отнеслись к возможности "скостить" срок. Главный фигурант 44-летний Эндрю Фастоу (Andrew Fastow), занимавший пост финансового директора, поняв, что защита Скиллинга и Лея пытается переложить всю ответственность на него, согласился признать себя виновным по 2 пунктам обвинения из 96 предъявленных. Фастоу подробно рассказал о придуманной им схеме, позволявшей компании скрывать свои убытки и обманывать инвесторов. В 2003 году он был осужден на 10 лет и сдал в казну 24 миллиона долларов.

В начале года громкое дело получило драматическое развитие. Один из обвиняемых покончил жизнь самоубийством. Ночью в пригороде Хьюстона полицейские обнаружили "Мерседес", а в нем человека с огнестрельной раной в голове. Рядом лежал револьвер и предсмертная записка, содержание которой до сих пор не известно общественности. Самоубийцей оказался вице-президент " Энрона" Джон Бакстер, который заработал на акциях более 35 миллионов долларов, "сбрасывая" их в момент самой высокой стоимости. После смерти Бакстера в архиве компании обнаружился внутренний меморандум, в котором говорится о несогласии Бакстера с финансовой политикой "Энрона".

Операция "Понци" и другие

Дело о финансовых махинациях одной их крупнейших энергетических корпораций "Энрон" стало самым громким за последние несколько лет. В результате банкротства "Энрона" было потеряно более $60 миллиардов в стоимости ценных бумаг, почти $2,1 миллиарда в пенсионных выплатах, а 5,6 тысяч человек лишились рабочих мест.

Компания "Энрон" была образована в 1985 году в результате слияния двух фирм - Internorth и Houston Natural Gas. Фирма начинала как производитель энергоресурсов.  Однако затем Enron стала заниматься трейдингом и превратилась, по сути, в энергетический "банк", предоставляя энергосырье на долгосрочной основе и по фиксированным ценам. За 15 лет компания стала седьмой по величине в США. Стоимость ее активов составляла 47,3 миллиарда долларов.

Несколько лет назад корпорация купила компанию, убыточность которой руководители скрывали, решив спасти кредитный рейтинг. Именно в тот момент на должность финансового директора "Энрона" заступил 36-летний Эндрю Фэстоу, который предложил хитроумный план, благодаря которому можно было и скрыть убытки, и привлечь инвесторов.

План заключался в создании подставных товариществ и компаний (как правило, в оффшорных зонах), которые скупали у "Энрона" неликвидную собственность вместе с долгами, а расплачивались акциями самого "Энрона". Таким образом компания просто перекладывала бумаги из одного кармана в другой.

На языке Уолл-стрит такая махинация называется "схема Понци" - по имени мошенника Чарльза Понци, построившего в 20-е годы прошлого века первую американскую финансовую пирамиду. Уникальная афера превратилась из временной меры в главный источник доходов компании и топ-менеджеров. Так Эндрю Фэстоу, получил от деятельности только одного из оффшоров около $30 миллионов.

В результате бухгалтерских махинаций и с помощью внешнего аудитора - фирмы "Артур Андерсен" - корпорации удавалось долгое время скрывать долги, которые достигли 40 миллиардов долларов.

Однако такая деятельность не могла оставаться незамеченной вечно. Подозрения в том, что дела “Энрона” обстоят отнюдь не блестяще, появились задолго до его банкротства. Однако руководство компании всякий раз умело пресекало слухи, ссылаясь на козни конкурентов и надежно перекрыв журналистам все подступы к ключевой информации. В итоге в 2001 году после публичного расследования корпорации пришлось признать себя банкротами, а через два дня акции "Энрона" с показателя 90 долларов за штуку упали до 42 центов.

Политические полутона

Дело "Энрона" имеет также скандальную политическую окраску. Дело в том, что руководство компании неоднократно помогало американским политикам. В частности, Кеннет Лей активно использовал свои собственные средства, а также деньги компании, выступая спонсором кандидатов от республиканской партии на выборные должности.

В общей сложности Лей и его коллеги инвестировали в президентскую кампанию республиканцев 300 тыс. долларов (сумма максимально допустимая американским законодательством). Известно, что Лей много раз встречался с помощниками вице-президента США Ричарда Чейни и с ним самим как раз в то время, когда шла работа над проектом новой энергетической стратегии США. Буш и Чейни в 2001 году делились с ним конфиденциальной информацией и практически под его диктовку писали проект будущего закона.

У 14 из 100 наиболее важных фигур в Белом доме имелись существенные вложения в "Энрон". В их число входят министр обороны Дональд Рамсфельд, представитель США по вопросам торговли Роберт Зеллик и советник президента Карл Роув.

Однако Буш отрицает всякую принадлежность к этому делу. "Некоторые на Капитолийском холме хотят политизировать дело, - сказал он в ответ на очередной вопрос об "Энроне". - Это дело не политическое. Это проблема бизнеса".

Так или иначе "проблема бизнеса" президентом была учтена. По распоряжению Буша, в американских правоохранительных органах и спецслужбах была создана "Рабочая группа по борьбе с корпоративными махинациями", которая занимается расследованием схем ухода от налогов и платежей, а также обмана акционеров и вкладчиков, используемых крупными компаниями, включая "Энрон".

"Человек, честно работавший и копивший всю свою жизнь, не должен, выйдя на пенсию, остаться с пустыми руками только потому, что его компания потерпела крах, - сказал Буш. - Посредством более строгих стандартов отчетности и более жестких требований к прозрачности бизнеса корпоративная Америка должна нести ответственность перед работником и акционером и отвечать наивысшим стандартам этики". В 2002 году был принят закон Сарбэйнса-Оксли об ужесточении требований к финансовой отчетности и аудиту акционерных компаний.

Аналитики утверждают, что последствия этого скандала будут не только экономическими или политическими. Дела такого рода подрывают веру американцев в то, на чем строится вся бизнес-система США – корпоративную культуру бизнеса и его приверженность таким моральным ценностям Америки, как честная конкуренция и гарантии равных возможностей для всех.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала