Рейтинг@Mail.ru
"Энергетическое НАТО". Польша и США научат Россию "ответственности" - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Энергетическое НАТО". Польша и США научат Россию "ответственности"

Читать ria.ru в
Новая серия "газовых войн", готовая разразиться в ближайшее время на постсоветском пространстве, может с большой долей вероятности форсировать создание "энергетического оборонного союза" в рамках НАТО или "по образу и подобию" Альянса.

Новая серия "газовых войн", готовая разразиться в ближайшее время на постсоветском пространстве, может с большой долей вероятности форсировать создание "энергетического оборонного союза" в рамках НАТО или "по образу и подобию" Альянса.

О необходимости снижения зависимости Европы от российского газа говорят уже давно, однако "новогодний" конфликт между Россией и Украиной, вызвавший снижение объемов экспортируемого топлива сразу в несколько европейских стран, заставил ЕС поторопиться с формированием новой концепции энергетической безопасности. Именно это тема доминировала на прошедшем 23-24 марта саммите ЕС.

Встрече на высшем уровне в Брюсселе предшествовали ожесточенные дискуссии о том, как же наилучшим образом обеспечить энергобезопасность Европы, и в ходе этих споров выяснилось, что единого подхода к решению этой проблемы у европейских стран нет. То есть необходимость развития альтернативных источников энергии, диверсификации экспортных потоков и проведения согласованной политики поддерживают все, но дальше начинаются разногласия.

Справка. В настоящее время ЕС импортирует более 40% потребляемого газа, при этом около четверти всего импортируемого газа – российского происхождения. Аналитики указывают на то, что в ближайшие годы спрос на газ в регионе будет расти. В условиях снижения собственной добычи из-за истощения разведанных запасов газа это приведет к тому, что зависимость Европы от импорта газа существенно возрастет. К 2025 г. спрос может достичь 730 млрд куб. м против 420 млрд куб. м в 2001 г. Доля импорта при этом повысится с 40% до 70%, а доля российского газа может увеличиться до 40%.

Призвание варяг

Главные дискуссии развернулись вокруг польской идеи "энергетической безопасности", поддерживаемой странами Вышеградской группы (Чехия, Венгрия и Словакия), Прибалтикой и – неофициально - США. Суть ее заключается в утверждении о необходимости диверсификации источников энергоносителей, которыми пользуются страны Европы, и создании "энергетического оборонного союза" наподобие НАТО. Впрочем, учитывая нестабильность ситуации в странах Центральной Азии и Ирана, откуда теоретически мог бы поставляться газ в Европу, реально за разговорами о "диверсификации" стоит проект расширения поставок из Скандинавии, а именно Норвегии и Дании.

Впервые идею диверсификации топливных потоков высказал в начале нынешнего года польский премьер-министр Казимер Марцинкевич. Тогда же в польскую и скандинавскую прессу попала информация о начале переговоров между Варшавой и Осло о поставках полякам норвежского природного газа, отмечает информационно-аналитическое агентство AXIS INFORMATION AND ANALYSIS (AIA).

Справка. В прошлом поляки уже рассматривали скандинавский вариант газовых поставок. В начале нынешнего десятилетия левое правительство под руководством Ежи Бузека (1997-2001) вело переговоры с норвежской компанией "Statoil" о прокладке газопровода по дну Балтийского моря, завершившиеся подписанием 25-летнего контракта на поставку 74 миллиардов кубометров природного газа. Однако договор, в конечном итоге, был расторгнут пришедшим к власти правительством Лешека Миллера (2001-2004). Последний посчитал, что проект станет слишком большим бременем для польской государственной казны. Сегодня Казимеж Марцинкевич критикует своего предшественника за геополитическую недальновидность. По его словам, норвежский проект позволил бы сегодня Польше получать необходимые ей объемы топлива вне зависимости от настроений Москвы. Кроме того, по мнению польского премьера, если бы этот проект был реализован, Россия и Германия не смогли бы осуществить проект строительства своего газопровода по дну Балтийского моря (Источник – АIA).

Уже в середине января Марцинкевич сумел "заразить" идеей "энергетической безопасности" своих чешских, словацких и венгерских коллег. В результате Венгрия и Хорватия даже подписали договор о строительстве нового терминала для сжиженного природного газа на побережье Адриатики. Именно страны "Вышеградской группы" выступили в качестве инициаторов проекта создания так называемой "организации коллективной энергетической безопасности".

Вскоре идея нашла поддержку у США. В Давосе о своем одобрении польской инициативы заявил знаменитый американский миллиардер Джордж Сорос. Он отметил, что Россия использует свое положение ведущего экспортера природного газа в политических целях, и  призвал европейских лидеров к следованию единым курсом на создание "энергетического оборонного союза". При этом такой союз, по мнению Сороса и Марцинкевича, должен включать в себя также Украину, Молдову и Грузию. Несколькими днями позже с предварительным "добром" от Белого Дома в Варшаву прибыл заместитель государственного секретаря США Дэниэл Фрид.

Украинский президент Виктор Ющенко, которого польский президент Лех Качински посетил в начале марта, польский проект одобрил. Тогда же была подписана декларация сотрудничества Польши и Украины в области энергетики, предусматривающая строительство нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк, по которому в Польшу будет поставляться азербайджанская нефть, отмечает AIA.

Белый Дом о своем намерении поддержать главный проект варшавской дипломатии заявил в феврале 2006. Это стало главным успехом нового польского президента, который, в свою очередь, в ходе первого официального визита в Вашингтон пообещал сохранить польский контингент в Ираке.

Таким образом, попытки польского правительства использовать российско-украинский газовый кризис для укрепления собственных позиций оказались достаточно успешными, отмечают аналитики AIA. Варшава взяла на себя роль спасительницы Европы от "угрозы с Востока", тем более актуальную, учитывая зависимость стран Вышеградской группы от российского газа.

Справка. По данным ЕIA, в 2003 году из России поступило 100% от общего объема потребляемого газа в Словакии, 79% - в Чехии, 68% - в Венгрии. В Польше российский газ удовлетворяет потребность в "голубом топливе" примерно на 60% (эта страна сама добывает порядка 40% потребляемого газа, незначительные объемы импортируются из Норвегии). По сведениям "Газпрома", в 2004 году Венгрия импортировала 9,25 млрд кубометров российского газа, Чехия - 6,8 млрд, Польша - 6,3 млрд, Словакия - 5,9 млрд. При этом спрос на газ в этих государствах, по всей видимости, в ближайшее время будет расти. Чтобы соответствовать жестким экологическим критериям ЕС, страны Вышеградской группы постепенно увеличивают долю газа во внутреннем топливном балансе. Если в 1993 потребление газа составляло 16,1% от совокупного потребления топлива, то в 2002 эта доля выросла до 22,5%. Пока же потребности в энергоресурсах удовлетворяются, главным образом, за счет угля (на 2002 год доля угля в топливном балансе этих государств составила, по данным EIA, 45,6%).

Вместе с тем, по всем меркам перечисленные страны не могут считаться крупными потребителями газа. Куда большие объемы этого вида топлива направляются из России в страны Западной Европы, в первую очередь, Германию (36,1 млрд. кубометров в 2004), Италию (21,6 млрд), Францию (13,3 млрд). Однако именно государства-члены Вышеградской группы наиболее активно выступают за снижение энергозависимости от России. Объяснение заключается в том, что через территорию стран ЦВЕ проходят важнейшие маршруты экспорта газа (газопроводы "Ямал-Европа", "Братство" ("Brotherhood") и "Союз"). Так что беспокойство Польши, по всей видимости, вызвано скорее угрозой утратить монополию на реэкспорт, чем тревогой за резкое повышение цен.

Два взгляда на энергобезопасность

В итоге на мартовском саммите был достигнут компромиссный вариант. Страны ЕС выступили за активизацию энергетического диалога с Россией и дальнейшую либерализацию европейского энергетического рынка, одновременно не отвергая развития отношений и с другими поставщиками, такими как Норвегия. Польский проект не был поддержан по причине откровенной антироссийской направленности, однако многие его положения отразились в одобренной ранее "Зеленой книге".

Критика в адрес польского подхода к решению энергетических проблем Европы звучала, главным образом, из уст представителей Франции и Германии. Позицию последней понять нетрудно. Дело в том, что во многом благодаря энергетическому сотрудничеству с Россией, германские фирмы, занимающиеся перепродажей российских энергетических ресурсов, сами превратились в монополистов в данной области. Как отмечает AIA, "на сегодняшний день речь идет о гигантской германской энергетической империи, простирающейся на такие страны Центральной и Восточной Европы как Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния". AIA напоминает, что на этом пространстве работают два энергетических гиганта – E.ON Ruhrgas, подписавшая с Москвой договор о прокладке газопровода по дну Балтийского моря, и RWE. Последняя установила контроль над чешской национальной газовой инфраструктурой Transgas длиной в 3,640 км – сделка, обошедшаяся немцам в 4.2 миллиарда евро. В свою очередь, E.ON Ruhrgas владеет 22% всех распределительных мощностей чешской электросети и 40% всего чешского рынка электричества. На рынке электричества Венгрии этой компании принадлежат более 85%. При этом, и RWE, и E.ON Ruhrgas проводят крайне консервативную рыночную политику, не способствующую диверсификации энергетических потоков.

Эти соображения, не говоря уже о преимуществах, связанных со строительством Североевропейского газопровода (СЕГ), объясняют категорическое неприятие Германией польской энергетической инициативы. Не называя конкретно Россию, глава германского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер заявил недавно о недопустимости создания модели энергетического сотрудничества, направленной против кого-либо.

Что касается Франции, то идею поляков о создании "европейского энергетического НАТО" раскритиковал сам Жака Ширак. Правда, при этом французы предлагают в рамках диверсификации энергоресурсов увеличить инфраструктуру атомных электростанций на континенте. Кроме того, крупные французские компании продолжают поиск источников энергоресурсов вне пределов Европы, в том числе в Иране, и в подобной ситуации французам вовсе не нужна польская инициатива, за которой четко просматривается активное участие США, считают аналитики AIA.

Пожалуй, единственные, кто открыто поддержал польскую энергетическую инициативу - это страны Балтии и Норвегия. Так, еще в середине января, параллельно публикации польской инициативы, о ее поддержке открыто заявил президент Литвы Валдас Адамкус. По его словам, Европа не может быть заложницей энергетических источников России, а ЕС должен искать решения для "обеспечения независимости своей экономики от Москвы". Аналогичной позиции придерживаются в Латвии и Эстонии. Что касается Норвегии, то она напрямую заинтересована в реализации польского проекта, ведь альтернативой российскому газу, как уже говорилось, должен стать газ скандинавский. Транзитировать который, естественно, будет Варшава.

Новая роль старого Альянса

Польская инициатива пришлась как нельзя более кстати ко двору американской администрации. В настоящее время Польша пытается отвести НАТО и США роль, "возможно лишь дипломатическую", при которой "давление Соединенных Штатов на Москву могло бы стать элементом побуждения России к ответственному поведению", отмечается в докладе Исследовательской службы Конгресса США "НАТО и энергетическая безопасность".

Впрочем, как представляется, в Белом Доме концепция "энергетического НАТО" получила несколько иную трактовку, чем в Варшаве. Как следует из доклада (опубликованного, кстати, за два дня до саммита ЕС), по ту сторону Атлантики идею "энергетического оборонного союза" восприняли как возможность для НАТО официально взять на себя функции по "обеспечению безопасности энергетической инфраструктуры" в "периоды нестабильности" в странах-поставщиках и транзитных государствах. В качестве примера подобных действий, направленных на "обеспечение энергобезопасности", называется, между прочим, война в Персидском заливе.

Роль НАТО в обеспечении энергобезопасности обсуждалась на особом форуме в феврале этого года.

Авторы доклада не скрывают, что развивать подобную инициативу планируется не только в рамках самого НАТО, но и в рамках программы Партнерства ради мира (ПРМ), участниками которой являются, среди прочих, Казахстан и Туркменистан. По мнению американских исследователей, это позволило бы снизить российское влияние на территории этих государств. Не говоря уже об Украине, Молдавии и Грузии, также активно развивающих сотрудничество с Альянсом.

Не слишком активная поддержка польских планов в ЕС, надо полагать, не лишает идею об "энергетическом оборонном союзе" привлекательности. Показательно, что 14 апреля агентство UPI  сообщило о намерении Азербайджана и НАТО "усилить кооперацию" в области энергетической безопасности. В первую очередь, безусловно, речь идет о защите нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Впоследствии, по всей видимости, Альянс возьмет на себя заботу и о поддерживаемом США проекте газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум, по которому газ с азербайджанского месторождения "Шахдениз" на Каспии планируется экспортировать в Турцию, а далее в Грецию и другие страны Европы. А там видно будет.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала