"Холмы" и "ямы Солнечной системы и адские черви - РИА Новости, 03.06.2011

"Холмы" и "ямы Солнечной системы и адские черви

Зонд "Вояджер"
Зонд Вояджер

МОСКВА, 3 июн - РИА Новости. Зонд "Вояджер-1" на самом краю Солнечной системы обнаружил "ямы" и "холмы", на трехкилометровой глубине под землей впервые нашлись многоклеточные существа, ученым удалось собрать компьютер из молекул ДНК - такими были наиболее интересные открытия на минувшей неделе.

"Холмы" на краю Солнечной системы

Зонд НАСА "Вояджер-1" обнаружил, что на границе межзвездного пространства и гелиосферы, области околосолнечного пространства, где плазма солнечного ветра движется относительно Солнца со сверхзвуковой скоростью, царит настоящий хаос.

"Вояджеры" сейчас изучают переходные области между солнечной и межзвездной плазмой - так называемую гелиомантию, участок гелиосферы на расстоянии 80-100 астрономических единиц (14 миллиардов километров) от Солнца, где солнечный ветер сталкивается с межзвездным веществом. Как оказалось, структура гелиомантии неоднородна и может быть разделена на три типа токовых слоев - протонные пограничные слои, магнитные "ямы" и "холмы", а также границы секторов, где направление поля меняется на противоположное.

Для каждого типа слоя существуют характерные флуктуации магнитного поля - при пересечении границ секторов резко менялся вектор магнитного поля, при прохождении "ям" и "холмов" сила поля резко увеличивалась или уменьшалась (практически до нуля), при входе в протонные пограничные слои напряженность поля постепенно нарастала.

Пока старейшие действующие космические аппараты продолжают свою работу, американские многоразовые корабли один за другим покидают сцену. В среду, 1 июня, шаттл "Индевор" завершил свой последний полет. После него остается лишь один полет по программе шаттлов - полет "Атлантиса".

Адские черви

Многоклеточные организмы - черви-нематоды длиной около миллиметра - впервые найдены на более чем километровой глубине, где, как считалось ранее, могут выжить только одноклеточные организмы. Ученые под руководством Таллиса Онстотта из Принстонского университета (США), проводили исследования в одной из глубочайших шахт мира, золотом руднике Беатрикс в ЮАР, и обнаружили, что на глубине несколько километров обитают несколько видов нематод, в том числе один ранее не известный. Ученые присвоили ему "адское" название - Halicephalobus mephisto.

После открытия первых живых существ на большой глубине под землей около 20 лет считалось, что эта зона населена исключительно одноклеточными организмами, которые могут жить на глубине до трех километров от поверхности. Высокая температура, нехватка кислорода и свободного пространства, как полагали исследователи, исключает возможность существования здесь более сложных многоклеточных организмов.

Однако теперь ученые обнаружили нематод в водах, заключенных в слоях твердых пород, на глубинах от 0,9 до 3,6 километра. Открытие многоклеточных организмов глубоко под землей также имеет важное значение для поисков подповерхностной жизни в Солнечной системе, подчеркивают исследователи.

Компьютер из ДНК

Фрагменты ДНК можно использовать в качестве биологического аналога транзисторов без потери эффективности при усложнении архитектуры биологического "компьютера", пишут ученые Калифорнийского технологического института в статье в журнале Science. Группа под руководством Эрика Уинфри сконструировала биологический компьютер на основе более чем ста биологических "транзисторов" из нитей ДНК, а также разработала набор инструментов для разработки более сложных моделей биовычислительных устройств.

Биологи создали на основе ДНК логические элементы "И", "ИЛИ", "НЕ", которые являются аналогами современных полупроводниковых логических вентилей. Как отмечают ученые, точность "био"-логических элементов была достаточно высокой (учитывая то, как протекают микробиологические процессы), причем с усложнением архитектуры она не менялась. Для демонстрации эффективности своей разработки ученые сконструировали устройство, которое вычисляло квадратный корень из 4-битного числа.

В свою очередь китайские ученые из университета науки и технологий города Хэфэй (Hefei) приблизились к созданию другого типа вычислительных машин будущего - квантовых компьютеров, работающих благодаря явлению квантового запутывания. Так называют взаимосвязанность квантовых состояний двух или более объектов, при котором изменение состояния одного объекта мгновенно отражается на состоянии другого (или других).

Запутывание рассматривается в качестве основы для будущих квантовых компьютеров. Такие машины отличаются от обычных тем, что их ячейки информации могут находиться в нескольких состояниях, кодируя логические "0" и "1" одновременно, что открывает возможности для сверхвысокой параллелизации вычислений.

Исследователи под руководством Синь-Цан Яо (Xing-Can Yao) смогли получить сразу восемь запутанных фотонов, которые формировались в результате одновременного соединения четырех пар запутанных фотонов.

Древние женщины любили путешествовать

Изучение изотопного состава зубов ранних предков человека, обитавших в Африке около 1-2 миллионов лет назад, показало, что в те времена женщины были заядлыми путешественницами, а мужчины предпочитали сидеть дома.

Образ жизни и поведение ранних гоминидов, к которым принадлежат австралопитек африканский (Australopithecus africanus) и парантроп робустус (Paranthropus robustus), во многом остается загадкой. Существует много гипотез, большинство которых основывается на анализе поведения современных высших приматов, а не на палеонтологических фактах.

Группа палеонтологов из стран Европы, США и Канады проанализировала соотношение изотопов стронция в составе эмали зубов австралопитеков и парантропов, найденных в Южной Африке. Исследователи сравнили содержание изотопов стронция-86 и 87 в почве в этой местности, в тканях современных животных и растений, а также в ископаемых останках пралюдей, что позволило с достаточно высокой точностью установить место рождения того или иного индивида.

Оказалась, что взрослые самцы австралопитеков оставались в районе проживания своих матерей и не отдалялись от них - ареал их обитания не превышал 30 квадратных километров. В то же время самки австралопитека и парантропа не были привязаны к группам, в которых они родились, и перемещались достаточно далеко от "родного гнезда" (ареал обитания достигал до 600 квадратных километров).