Фантомный "Хиггс", парад планет и "последний оплот" неандертальцев - РИА Новости, 13.05.2011

Фантомный "Хиггс", парад планет и "последний оплот" неандертальцев

© Фото : ESOАстрономы нашли в созвездии Южной Гидры "богатую" планетами звезду
Астрономы нашли в созвездии Южной Гидры богатую планетами звезду

МОСКВА, 13 мая - РИА Новости. Предварительные данные об обнаружении бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере не выдержали тщательной проверки, археологи обнаружили "последнюю твердыню" неандертальцев на полярном Урале, а биологи нашли способ убивать возбудителя малярии прямо в комарах - такие события стали самыми интересными в мире науки на уходящей неделе.

"Хиггс" исчез

Во второй половине апреля научный мир был взбудоражен сообщениями об обнаружении признаков существования бозона Хиггса в данных, полученных на детекторе ATLAS, которые активно тиражировались прессой. Источником слухов стал фрагмент внутренней переписки ученых Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), который был размещен неизвестным комментатором в блоге математика Питера Войта (Peter Woit).

Речь шла о появлении двух гамма-фотонов, на которые может распадаться "легкий вариант" бозона Хиггса с массой менее 115 гигаэлектронвольт на квадрат скорости света (физики измеряют массы частиц в единицах энергии, электронвольтах, основываясь на формуле Эйнштейна, E=mc^2). Представители ЦЕРНа сразу же заявили, что эти данные не имеют серьезного значения, поскольку они не прошли внутреннюю проверку и не могут считаться полноценным научным результатом.

Однако физики коллаборации ATLAS все же решили перепроверить все данные о подобных событиях и не нашли в них следов существования бозона Хиггса.

Японская физика к осени вернётся к жизни

Исследовательские площадки крупнейшего японского центра физики высоких энергий KEK в Цукубе и Токае, которые сильно пострадали от землетрясения 11 марта, смогут возобновить работу уже осенью.

По словам гендиректора KEK Ацуто Судзуки (Atsuto Suzuki), на площадке в Цукубе было повреждено не только научное оборудование, но и инфраструктура, в частности, электроподстанция, резервуары с водой и дороги. На токайской площадке J-PARC зафиксировано частичное обрушение зданий и повреждения дорог на территории комплекса.

"К счастью, ускорители и детекторы, расположенные под землей, не получили серьезных повреждений", - сказал Судзуки.

Он подчеркнул, что приоритетом центра является "восстановление обеих площадок, чтобы на них можно было продолжать научную работу". В Цукубе восстановительные работы на линейном ускорителе и двух синхротронах начнутся в мае-июне, к осени ученые надеются начать эксперименты.

Российская "меганаука"

Комиссия правительства РФ по высоким технологиям и инновациям летом, возможно, обсудит вопрос о реализации в России крупных международных научных проектов, сообщил журналистам директор департамента науки, высоких технологий и образования кабмина Александр Хлунов.

"Важно, чтобы на территории Российской Федерации появился признанный мировыми учеными проект", - заявил Хлунов.

По его словам, Минобрнауки уже представило в правительство свои предложения по тематикам возможных проектов. Это, в частности, физика высоких энергий, астрономия, нано- и биотехнологии. Он отметил, что реализация крупного научного проекта на территории России будет огромным успехом. Россия в настоящее время активно участвует в крупных международных научных проектах, в частности, таких, как Большой адронный коллайдер и строительство экспериментального термоядерного реактора ITER (ИТЭР).

Между тем, "меганаука" требует "мегарасходов", которые нравятся не всем. Министр образования и науки Германии Аннет Шаван назвала чрезмерной стоимость проекта международного экспериментального термоядерного реактора ITER и призвала к большей прозрачности при расходовании выделяемых на его реализацию средств.

Российская Госдума при этом в среду приняла закон, направленный на формирование благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности, который устанавливает различные налоговые льготы для компаний, ведущих научно-исследовательские разработки.

Планеты собрались в "кучу"

На небе на текущей неделе можно было наблюдать красивейшее зрелище: четыре ярчайшие планеты - Юпитер, Венера, Меркурий и Марс - собрались буквально на "пятачке", на совсем небольшом участке в созвездии Рыб, где их можно было видеть в предрассветные часы.

Тем временем исследовательский зонд НАСА Dawn сделал первый снимок своего "пункта назначения" - Весты, второго по величине астероида Солнечной системы. Выход зонда на орбиту вокруг Весты ожидается 16 июля, когда астероид будет примерно в 188 миллионах километров от Земли.

Основные цели зонда Dawn - Веста и карликовая планета Церера, крупнейшие объекты пояса астероидов, растянувшегося между орбитами Марса и Юпитера. Dawn - первый космический аппарат, который, изучив одно небесное тело с орбиты, сойдет с нее и продолжит путь к другому.

Превентивный удар

Одна из бактерий, обитающих в кишечнике африканских комаров, убивает одноклеточного паразита-возбудителя малярии, установили ученые.

Малярию - болезнь, от которой ежегодно гибнет более 225 миллионов людей на планете, вызывают несколько видов паразитов. Открытие ученых касается возбудителя самой опасной для человека малярийной инфекции, Plasmodium falciparum. Как оказалось, бактерия Enterobacter, обитающая в кишечнике комаров, способна убивать паразита-возбудителя малярии с помощью выделяемых ею химически агрессивных соединений кислорода.

Ученые отмечают, что, к сожалению, достаточно всего нескольких "выживших" возбудителей для того, чтобы комар все же стал заразным. Однако, по их мнению, новое открытие может помочь выработать стратегию контроля за распространением малярии, основанную на "профилактике" развития паразита еще внутри комара.

"Последний оплот" неандертальцев

Российские и французские археологи, установили, что последние неандертальцы на планете, возможно, нашли себе убежище на полярном Урале, где их популяция существовала еще несколько тысяч лет после общепринятой до сих пор даты исчезновения этого вида людей.

Неандертальцы и их близкие "родственники" появились в Европе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии примерно 150-140 тысяч лет назад. Однако с приходом из Африки человека современного типа примерно 40 тысяч лет назад они достаточно быстро исчезли - уже 37 тысяч лет назад неандертальцы исчезают почти во всей Евразии.

Однако группа археологов под руководством Людовика Слимака (Ludovic Slimak) из университета Тулузы пришла к выводу, что неандертальцы могли сосуществовать с современными людьми значительно дольше. Возможно, они жили еще 31 тысячу лет назад, причем на тысячу километров севернее ранее известной границы их расселения - буквально в двух шагах от полярного круга, в арктических условиях полярного Урала, в районе деревни Бызовая (Коми).

Вместе с тем, авторы признают, что их вывод не может быть окончательным, поскольку найдены только каменные орудия, которые похожи на неандертальские, но не кости их владельцев. "С большой долей вероятности, это неандертальцы, но... надо найти кости, чтобы доказать это бесповоротно", - сказал РИА Новости один из авторов работы, археолог Павел Павлов.