Древнейший предок членистоногих и украшения неандертальцев - РИА Новости, 25.02.2011

Древнейший предок членистоногих и украшения неандертальцев

© Фото : Jianni LiuТак ученые представляют себе самого древнего предка членистоногих - "ходячий кактус" Diania cactiformis
Так ученые представляют себе самого древнего предка членистоногих - ходячий кактус Diania cactiformis
Предком всех членистоногих и насекомых оказался "ходячий кактус", неандертальцы были любителями модных аксессуаров, а американские ученые вывели породу лабораторных мышей с генетическими мутациями, которые могут вызывать заикание у многих людей.

МОСКВА, 24 фев - РИА Новости. Предком всех членистоногих и насекомых оказался "ходячий кактус", неандертальцы были любителями модных аксессуаров, а будущих преступников еще в детстве могут выдать особенности строения мозга - эти открытия стали самыми заметными на уходящей неделе.

Мышей научили заикаться и заново выращивать сердце

Американские ученые вывели породу лабораторных мышей с такими генетическими мутациями, которые могут вызывать заикание у многих людей. В настоящее время исследователи проверяют, появились ли признаки заикания в "речи" мышей, которая состоит из недоступных человеческому уху высокочастотных звуков. Группа надеется создать первую экспериментальную модель человеческого заикания на животном.

Другая группа ученых в статье, опубликованной в журнале Science, сообщает об обнаружении временного "окна" в процессе развития новорожденных мышей, во время которого их сердце способно полностью регенерировать после утраты части тканей, что может быть использовано для разработки методов восстановления поврежденной сердечной мышцы у людей.

Ученым в ходе экспериментов с новорожденными мышами (возрастом один день) удалось продемонстрировать, что после хирургического вмешательства на сердце с удалением 15% сердечной мышцы уже через 21 день происходит полное восстановление органа. При этом функциональность сердца соответствует уровню здоровой особи. В то же время, уже в возрасте семи дней мыши теряют способность к такой регенерации.

Предком насекомых был "ходячий кактус"

Самым древним предком членистоногих - группы животных, включающей пауков, насекомых и ракообразных - было существо, напоминающее "ходячий кактус" и жившее примерно 540 миллионов лет назад. Животное Diania cactiformis, окаменелые останки которого были найдены в китайской провинции Чэнцзян, имело гибкое и мягкое сегментированное тело, похожее на тело червя, снабженное пятью парами конечностей.

При этом конечности диании были, по всей видимости, защищены броней, которая впоследствии дала начало экзоскелету, встречающемуся сегодня у всех членистоногих - твердому и очень прочному панцирю из хитина. До сих пор ученые, изучающие эволюцию животного мира с помощью анализа геномов животных, полагали, что экзоскелет членистоногих первоначально был призван защищать их тело, а уже потом был приспособлен для конечностей.

Ранее наиболее подходящим кандидатом на роль предка ракообразных являлись так называемые лобоподы, вымершие на сегодняшний день животные, имевшие сегментированное мягкое тело, снабженное множеством мягких конечностей. Однако ни одной переходной формы между лобоподами и членистоногими до сих пор обнаружено не было.

Третья рука и мозг будущего преступника

Мозг человека можно "обманным путем" заставить воспринимать три конечности, что меняет представление о связи строения тела и его образа, выяснили авторы статьи, опубликованной в журнале PLoS ONE.

Считается, что представление о собственном теле у человека ограничено его строением: невозможно ощущать вторую голову и третью руку или ногу как "свою". Однако некоторые пациенты с повреждением коры головного мозга испытывают подобные ощущения. Арвид Гутерстам (Arvid Guterstam) и его коллеги из шведского Каролинского института провели серию экспериментов со 154 добровольцами, изучая так называемую "иллюзию резиновой руки". В эксперименте настоящая рука здорового испытуемого "подменяется" в его сознании на резиновую копию, человек начинает ощущать ее как собственную.

Группе Гутерстама удалось показать, что "иллюзия резиновой руки" работает, даже если человек видит свою настоящую руку - то есть испытуемого можно заставить ощущать одну левую и две правые руки.

Некоторые черты строения мозга у детей могут свидетельствовать о повышенной склонности к насилию и к преступному поведению, заявил британский криминолог Эдриан Рейн. Его исследования показали, что у преступников и людей с психопатическими чертами личности относительно меньше размер миндалевидных тел (области в височной зоне мозга) и зоны префронтальной коры. Эти области мозга регулируют эмоциональные реакции у человека и животных.

Рейн полагает, что дети из группы риска должны проходить психологическое консультирование, а также получать медикаменты, улучшающие работу мозга, и пищу, богатую жирными кислотами Омега-3.

"Мы можем быть страусами и прятать наши головы в песок, но я убежден, что мы должны изучать причины преступлений на биологическом и генетическом уровне так же, как на социальном", - говорит ученый.

Неандертальцы в перьях

Неандертальцы могли носить украшения из перьев, что говорит о развитости их культуры и сближает в интеллектуальном развитии с людьми современного типа, говорится в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Споры о том, насколько были развиты неандертальцы в культурном плане и насколько их интеллектуальные способности были близки к способностям современного человека, с каждым годом новых археологических находок становятся все более острыми.

Группа археологов во главе с Марко Пересани (Marco Peresani) из Университета Феррары в своей публикации описывает более 600 костей птиц, обнаруженных вперемежку с костями неандертальцев в пещере Фумане. Это известный участок археологических раскопок, где, как считают ученые, неандертальцы обитали как минимум 44 тысячи лет назад.

Множество костей, составлявших основу крыла птиц, имеют характерные надрезы и следы скобления в местах присоединения жестких перьев, необходимых для полета. Это говорит о том, что перья извлекались систематически и преднамеренно.

Такая работа, по мнению ученых, не была направлена на "очистку" птицы для приготовления, так как крылья имеют невысокую питательную ценность. Неандертальцы не могли использовать перья и для изготовления стрел - стрелы с оперением тогда еще не были изобретены.

"Обнаруженные виды птиц и необычные типы расположения следов обработки человеком указывают на действия людей, относящиеся к символической сфере, а также относительную современность культурной жизни этой обособленной европейской популяции неандертальцев", - делают вывод ученые.