Рейтинг@Mail.ru
Путешествие в Рдейский монастырь: экстрима даже слишком - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путешествие в Рдейский монастырь: экстрима даже слишком

Читать ria.ru в
Как многие другие в Новгородской области, Рдейский монастырь стоит на берегу большого озера, на возвышении среди болот, среди высоких сосен. Сказать, что здесь красиво - это не сказать буквально ничего. Здесь потрясающе красиво - так, что захватывает дух.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 23 мар - РИА Новости, Андрей Летягин. Если бы я только знал, что нас ждет в дороге к Рдейскому монастырю, я бы, наверное, отказался от поездки. Или, что скорее, я бы основательно к ней подготовился. А приглашение-то, в общем, выглядело заманчиво.

Около трех часов едем на автомобиле из Великого Новгорода до Старой Руссы по вполне приличному шоссе и от Руссы до деревни Наволок в сторону Холма по плохой, но все-таки асфальтированной дороге, потом пересаживаемся на тягач, любезно предоставленный журналистам одной из новгородских организаций, около двух часов то ли едем, то ли плывем на этом вездеходе по болотам до Рдейского монастыря, в монастыре примерно два часа работаем - собираем материал и фотографируем, после чего - плывем обратно.

"Едет небольшая группа журналистов. Сплошной экстрим. Практически непроходимые болота. Набиты клюквой под завязку. Туда, обратно - тягачи. 12 километров до монастыря и столько же обратно. Руины древнего монастыря 17 века. Сохранившийся красивейший собор на острове, а в нем живут отшельники. Кто-нибудь, наверное, возьмет гитару. Чай у костра, а для горячо желающих - не только чай, не возбраняется. Ты поработаешь - сфотографируешь, запишешь, насобираешь материал. На всю поездку, от дома и до дома, - около 12 часов. Ну, и потом - подумай, если не сейчас, то как, когда ты еще в Рдейский попадешь?", - спросил меня организатор путешествия.

А ведь и в самом деле - никак и никогда. А увидеть монастырь и поработать в нем хотелось - не то слово! Вот и пришлось поехать.

Эти заранее определенные часы и километры - чистое лукавство (в итоге мы пропутешествовали на четыре часа больше). То есть до Наволока все на самом деле шло почти по плану. Правда, старорусско-холмская дорога оказалась хуже, чем можно было бы представить, разбита вдребезги и мы немного к старту опоздали, но это были мелочи.

Уже первый километр на вездеходе показал, что вездеход-то вездеходом, но до монастыря за запланированные два часа мы можем не добраться. И что вообще туда мы можем не добраться. Что съездить-сплавать в монастырь - это почти как русская рулетка: кто знает, повезет тебе, не повезет? Вот сядем где-нибудь в болоте, провалимся в трясину по кабину и будем терпеливо ждать Бог знает сколько времени, когда приедет новый вездеход и вытащит всех нас из этой ямы. И, главное, что если ты уже в дороге, то ничегошеньки ты в этой ситуации уже не сделаешь.

"Остановите, я сойду" - здесь это не проходит. Есть на болоте ты и где-то есть земля, куда вернуться просто невозможно, ну разве что каким-то образом по воздуху. Так что если вездеход завяз, будешь сидеть и терпеливо ждать, когда тебя в конце концов спасут.

А он завяз довольно быстро. С нами в грузовом салоне тягача сидел рыбак из местных, который многократно ездил в монастырь.

Мы посматривали на часы, высчитывали, сколько времени в пути уже прошло и сколько нам еще осталось, а он тем временем вел собственный подсчет, не имевший никакого отношения к часам и километрам. Он вымерял дорогу по уже пройденным протокам.

Когда мы оказались в яме в первый раз, рыбак сказал, что это была первая действительно опасная болотная протока и что впереди таких "плохих опасных мест" примерно пять, а есть еще "хорошие опасные места", где наш тягач, конечно, тоже может сесть, но шансов выбраться гораздо больше.

Пока еще для нас, для горожан, это действительно была экзотика. Все мы фотографировали, быстро заполняя память фотоаппаратов. Кто-то, предусмотрительно надевший на себя метровые сапожки из комплекта химзащиты, осторожно выбрался из тягача и на ближайших кочках стал собирать в ладошки клюкву и угощать всех нас.

Водители тем временем работали - высвобождали наш тягач из плена. Как оказалось, основательные бревнышки, закрепленные на тягаче, лежали там, что называется, по делу.

Сняв первое бревно, водители, уходя почти по пояс в ледяную воду (кто-то из сидевших в тягаче сказал, что не дай Бог ему такой работы), цепями прикрепили его к гусеницам и дали газ. Бревно за что-то там в болоте уцепилось, болото яростно зачавкало, запузырилось, грязь из-под гусениц забросала всех сидевших сзади и тягач в конце концов натужно выбрался из отпустившей его ямы.

Как оказалось, это был один из самых лучших вариантов ожидавших нас дорожных неприятностей.

12 километров по болотам до Рдейского монастыря мы ехали примерно три часа. То есть - ползли четыре километра в час. Где-то на полпути "экзотика" уже приелась. Анекдоты были рассказаны, никто уже и не шутил по поводу собаки Баскервиллей. Хотелось сесть уже не на доску, а все-таки на что-нибудь помягче. Было бы совсем неплохо выйти и подвигаться или хотя бы встать, что было невозможно.

С затекших ног вверх постепенно поднимался холод. Горячий чай, костер стали мечтой. Один из нас достал из рюкзака и подстелил на доску свитер. Остальные ему молча позавидовали.

Тягач садился в ямы регулярно. Хорошо, что нам пока хватало бревен. У одной из гусениц на тягаче в одной из ям сломался трак - штырь, который крепит ее звенья. Водителям пришлось его менять.

Успенский собор Рдейского монастыряНикто не унывал, но всем хотелось, чтобы дорога как-нибудь сама собой быстрее кончилась. И вот тогда из леса вдруг поднялся громадный купол Успенского собора Рдейского монастыря.

Сказать, что здесь красиво - это не сказать буквально ничего. Здесь потрясающе красиво - так, что захватывает дух. И Бог уж с ними, с холодом, с затекшими ногами, с шишками на головах, с отбитыми частями тела, которыми мы все сидели в тягаче на его голых досках (кстати, прыжки были такие, что подо мной доска не выдержала одного из них и разломилась).

Как многие другие в Новгородской области, Рдейский монастырь стоит на берегу большого озера, на возвышении среди болот, среди высоких сосен. Почти нетронутая человеком, дико-девственная красота.

Рдейское озероОзеро блестело золотом под выглянувшим, как подарок всем нам, солнцем. Из руин монастыря навстречу нам вышли два отшельника - они действительно здесь были. По-видимому, им все же сильно не хватало нас, людей. Они весьма охотно дали интервью и пусть и без охоты, но все же разрешили нам фотографировать - и монастырь, который стал их домом, и их маленькую келью размером с кухню в городской "хрущевке", и самих себя, хотя при этом постоянно норовили отвернуться.

То там, то здесь на территории обители мы видели свидетельства былого подвига, который совершили наши предки. Без современной техники и без дорог по зимнему пути на лошадках, волокушах и на спинах они перенесли через болота и болотные озера сотни тонн различных грузов, построили громадный монастырь и титаническим трудом в течение столетий создали здесь очередное чудо света - этакий оазис. Даже руины Рдейского монастыря и даже в наше время поражают.

Здесь, между прочим, были все блага цивилизации. В подвале у Успенского собора мы нашли котел - он отапливал все монастырские строения, по трубам здесь текла горячая вода. И даже, кстати, те протоки, в которых застревал наш вездеход, были рукотворными. Их вырыли монахи и послушники.

На островках среди болот они пилили лес и по таким каналам, которые Бог знает как они прорыли на болотных топях, монахи транспортировали бревна к суше - где уже можно было погрузить их на телеги.

Когда мы, журналисты, отахали и отработали, на берегу уже горел обещанный костер, в котором среди толстых дров стоял бидон из тех, которыми крестьяне возят молоко. В нем было несколько ведер кипятка, который был хорош по-всякому - с заваркой, с "бомж-пакетами" или же просто так - водой, которая тебя согреет.

Примерно через час бидон был выпит, мы стали собираться в путь.

Рыбак, которого мы привезли сюда, остался (как же он будет выбираться?...). Вместо него в отсек вскарабкался другой и сообщил, что то, что мы сюда вообще добрались, - это, конечно, хорошо. "Рдейский монастырь вас всех пустил, а вот отпустит ли - посмотрим", - сказал нам местный житель.

Обратный путь занял у нас примерно те же три часа. Мы уже привыкли, что вездеход проваливался в ямы, что водители, которые вполголоса ругались матом, лезли в ледяную воду и привязывали к гусеницам бревна.

Последний раз мы сели в яму всего за 200 метров до границ болота и бревен уже больше не было. Берег был, что близкий локоток, который не укусишь. Водители спилили дерево поблизости, привязали к гусеницам и оно лопнуло под тягачом.

Как оказалось, это был тот самый наихудший вариант, после которого нам, по идее, полагалось "куковать" в болоте в ожидании второго вездехода. С лопнувшего под тягачом бревна не было никакого толку, оно не помогало выбраться из ямы. А новое бревно уже не выручило бы нас, поскольку цепи, которыми его надо было бы крепить на гусеницы, оказались глубоко под тягачом на обломках первого бревна.

Но водители сумели сделать чудо. Вездеход натужно заревел и все же сделал небольшой рывок вперед и цепи поднялись настолько, что их можно было снять.

Где-то через полчаса мы наконец-то выползли на берег. Солнце опускалось за болота.

Рдейский монастырь хоть и помучил нас, но все же отпустил. Кто-то из моих коллег сказал, что еще видит купол незабываемого монастырского собора.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала