Рейтинг@Mail.ru
250 лет дома Мангкунегаран: язык музыки и танца и просто язык - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

250 лет дома Мангкунегаран: язык музыки и танца и просто язык

Читать ria.ru в
Главным на торжествах по случаю 250-летию центральнояванского княжеского дома Мангкунегаран стало все же не массированное историческое представление о героизме первого князя - мятежного принца Мас Саида, а танцы и музыка.

Окончание. Читайте также часть I, часть II

Блог автора

СУРАКАРТА (Центральная Ява, Индонезия), 17 ноя - РИА Новости, Михаил Цыганов. Главным на торжествах по случаю 250-летию центральнояванского княжеского дома Мангкунегаран стало все же не массированное историческое представление (в котором даже приняли участие слоны) о героизме первого князя - мятежного принца Мас Саида, а танцы и музыка.

Музыка на Яве - не просто мелодия и ритм. Она умиротворяет "даньянга" ("дворцового" - это такой домовой, который живет во дворце). И тому, что она в особенности оказалось сконцентрированной в древних кратонах (дворцах традиционных правителей), в немалой степени способствовал сам характер местных музыкальных инструментов и оркестров. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

Начнем с того, что каждый такой "оркестр" поистине уникален. Яванский гамелан (а именно они наиболее известны за пределами Индонезии), представляет собой набор из нескольких десятков металлофонов, барабанов, флейт, гонгов (кстати, это слово вошло в английский язык, а из того - и в многие другие языки из яванского), других инструментов. 

Каждый гамелан неповторим, и хотя на Центральной Яве существуют две шкалы их настройки (каждая из которых, однако, не имеет ничего общего с европейской), ни одна из них не является стандартной. Сами инструменты в каждом гамелане также не стандартизированы и потому не являются взаимозаменяемыми (у одного и того же инструмента различаются не только размеры и звучание, но и резонаторы и ударники и даже число клавиш). Поэтому никто из музыкантов не владеет своим инструментом - это было бы просто бессмысленно. Они лишь собираются вместе, чтобы играть на данном конкретном гамелане, звук которого уникален.

Отсюда вытекают и серьезные различия в стилях, характерные даже для близлежащих городов, а также особая роль кратонов. Ведь гамелан недешев и сейчас, а раньше он вообще был "по карману" только правителям. Зато в каждом из дворцов их было несколько, и если самый священный звучал частенько лишь раз в году на самый большой праздник, то на других играли намного чаще. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

Естественно, что в силу этих причин яванцы одухотворяют и обладающие столь яркой индивидуальностью гамеланы, давая каждому из них собственные имена в сопровождении уважительного обращения "кьяи" - "достопочтенный".

Кстати, в гамелан могут добавляться и современные музыкальные инструменты, как это произошло и на торжествах, где один из выступавших оркестров включал в себя саксофон. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

Язык ресниц

Подобная музыка в сочетании с яванским воспитанием рождали и соответствующие танцы. У хорошо воспитанного яванца торс практически неподвижен, руки движутся в пределах полукруга  плавными и острожными движениями. Движения - плавны и текучи (недаром гамелан называют игрой лунного света и текущей воды). Выражения лиц - приятны, но достаточно бесстрастны. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

В такой стилистике характер персонажа (исключением являются также весьма распространенные танцы в масках) отражают прежде всего его костюм, интонации и манера передвигаться.

Кроме того, огромное внимание придается мелким движениям: пальцев и даже глаз. Порой даже говорят об особом языке танца, в котором каждое движение ресницы имеет смысл. И хотя это во многом уже не так (язык этот в основном забыт), все же значение деталей в традиционных яванских танцах трудно переоценить. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

Кстати, это имеет одно неожиданное последствие. Именно в силу подобного значения деталей все вошедшие в последние годы в моду гигантские шоу для туристов, в которых принимают участие сотни танцоров, обладают практически нулевой художественной ценностью. Хотя музыка и канва событий часто остаются теми же, что и в оригинале, все столь важные детали абсолютно неразличимы с того расстояния, на котором приходится наблюдать сотни танцоров. Впрочем, подмену качества количеством туристы обычно не замечают.

К сожалению, это относится и к празднованию 250-летия Дома Мангкунегаран. Если бы автору не посчастливилось наблюдать (прямо из-за колонны на самом пендопо) за день до главного праздника за генеральной репетицией, само торжество наверняка стало бы разочарованием.

А так все получилось очень хорошо - в ходе репетиции можно было из непосредственной близости оценить все нюансы выступлений блестящих - в переносном смысле, ведь они не были одеты в полные сценически костюмы - танцоров. А на следующую ночь издали полюбоваться на многокрасочную феерию. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

Не просто язык, а "три в одном"

Как говорят на Яве, ребенок - это еще не яванец. Не потому, что к нему плохо относится (нет, детей здесь очень любят, и их сверстники во многих странах позавидовали бы индонезийским детишкам. Достаточно сказать, что на протяжении первого года жизни младенца здесь никогда не оставляют одного - если только он не спит. Просто ребенок, что называется, "еще не созрел". Этим он и отличается от тех, кто яванцем не станет никогда: животных, душевнобольных и подавляющего большинства иностранцев. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

А зреть ему придется долго. Хотя яванцы (вместе с родственными им сунданцами) составляют свыше половины 245 миллионов индонезийцев, государственный индонезийский язык основывается не на яванском, а на малайском, который является родным лишь для примерно 7% индонезийцев. Для этого есть веская причина: мало найдется на свете языков, сопоставимых по сложности с яванским. Ведь, на самом деле, это как бы один язык, а "три в одном": со старшими яванец говорит на "кромо"; с низшими - на "нгоко"; а в ситуации, когда "кромо" прозвучал бы слишком напыщенно - на "мадья". Поразительно, что, хотя некоторые существительные в этих трех "языках внутри языка" и совпадают, это практически все, что у них есть общего с точки зрения лексики. Глаголы, например, почти все разные. 

Конечно же, выше шла речь лишь о самой грубой схеме: реальность же намного богаче оттенками. Что не облегчает, а лишь затрудняет постижение яванского. К примеру, такой вопрос: что же делать, если вы встречаетесь с незнакомым человеком, и неясно, чей статус выше - ваш или его? Ну, можно говорить между собой по-индонезийски: в этом языке подобных проблем нет. А на яванском разговор может просто не состояться, если два собеседника не придут путем постепенного и очень осторожного зондажа друг другу к согласию относительно того, как соотносятся их статусы...

Быть яванцем - это значит не только в совершенстве владеть яванским языком. Это значит всеми силами избегать конфликтов, достичь должной степени самоконтроля и внутреннего баланса, изящества и воспитанности, быть всегда невозмутимым, всегда плавным в движениях, всегда элегантным... Вместе с тем, в отличие от жесткого европейского этикета, яванский стиль поведения не исключает, а поощряет внешние проявления дружелюбия и знаки симпатии. Индонезия, Суракарта, Центральная Ява

Кстати, именно такая важность статуса для яванца и обусловливает, как это ни странно, очень высокое социальное положение женщины. Мужчина, например, не может торговаться, не уронив при этом своего достоинства. Соответственно, эта обязанность (а без торговли на местном рынке не делается ни одна покупка) переходит жене. А кто распоряжается финансами, тот и - как известно - реально руководит повседневной жизнью семьи. Положение мужчины, таким образом, оказывается сродни классическому определению британского монарха - он тоже "царствует, но не правит".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала