Рейтинг@Mail.ru
Темпы реформ в Саудовской Аравии обусловлены требованиями общества - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Темпы реформ в Саудовской Аравии обусловлены требованиями общества

Читать ria.ru в
Завершившийся два дня назад в расположенном по соседству с Джиддой священном для мусульман городе Мекка 3-й внеочередной саммит Организации Исламская конференция (ОИК) призвал к проведению перемен в исламских странах, предоставлению его членам больших политических и гражданских свобод, ликвидации дискриминации женщин, активному включению их в экономическую и социально-политическую жизнь общества.

ДЖИДДА (САУДОВСКАЯ АРАВИЯ), 10 дек - РИА Новости, Павел Давыдов. Реформы в саудовском обществе не следует форсировать. Такое мнение высказала в субботу в беседе с корреспондентом РИА Новости шеф-редактор отделения "Сауди газетт" второго по величине города Саудовской Аравии - Джидда Сабрия Джавхар.

Завершившийся два дня назад в расположенном по соседству с Джиддой священном для мусульман городе Мекка 3-й внеочередной саммит Организации Исламская конференция (ОИК) призвал к проведению перемен в исламских странах, предоставлению его членам больших политических и гражданских свобод, ликвидации дискриминации женщин, активному включению их в экономическую и социально-политическую жизнь общества.

В Саудовской Аравии, говорит Сабрия, женщины, к примеру, составляют половину населения страны. Половина выпускников школ - девушки. В тоже время, женщины в королевстве составляют лишь 5% рабочей силы.

"Поэтому дискриминация в отношении половины общества равносильна катастрофе", - сказала она.

Изменение отношения к женщине, к ее роли и месту в обществе, инициатором которого на саммите ОИК выступил саудовский монарх Абдалла бен Абдель Азиз, крайне необходимо, считает собеседница агентства. Тем более что неравенство женщин в ряде мусульманских стран обусловлено не нормами и требованиями ислама.

"В исламе мужчина и женщина равны. Это явление (неравенство) имеет социальные корни и объясняется консерватизмом общества, что негативно отражается на его развитии", - сказала шеф-редактор отделения "Сауди газетт".

"Как скоро можно ожидать перемен? - переспрашивает Сабрия, и тут же отвечает: - Не завтра".

Как женщина, она, конечно, заинтересована в быстрых изменениях к лучшему, поясняет журналист. Но, учитывая консерватизм общества, она считает, что умеренный темп, взятый в реформировании страны саудовскими властями, - единственно правильное решение.

"В данном случае кратчайший путь не ведет к цели. Чтобы достичь ее, необходимо соблюдать баланс между желаемым и возможным", - говорит собеседница агентства.

Сегодня, по ее мнению, только четверть саудовского общества готова к переменам. В то время как большая его часть противится любым социальным новшествам, и ее к ним следует подготовить. Именно поэтому инициативы реформ в королевстве исходят "сверху".

Так, в частности, уже принят ряд законов, расширяющих возможности участия женщин в социальной жизни королевства. Правам и роли женщин в обществе посвящена отдельная статья в принятом недавно восьмилетнем плане экономического развития страны. В том числе, в нем предусмотрено создание женских отделов во всех министерствах и ведомствах, в той или иной степени связанных с проблемами женщин.

В том, что женщины в Саудовской Аравии вынуждены работать изолированно от мужчин, не пересекаясь с ними, Сабрия не видит никакой дискриминации. Во-первых, говорит она, так поступают далеко не во всех учреждениях. "У себя в газете мы работаем вместе с мужчинами, за одним столом обсуждаем очередной номер, а порой и делим один компьютер", - поясняет она. С другой стороны - уверяет собеседница, - тому, чтобы женщины работали вместе с мужчинами, противится не только сильная половина саудовского общества, но и - не в меньшей степени - сами женщины.

"Отдельное, изолированное от мужчин помещение дает нам большее ощущение свободы и защищенности, так же, как закрывающая лицо вуаль", - говорит Сабрия, глядя сквозь узкую прорезь для глаз. Они - единственная видимая часть ее лица. Все остальное скрывает черная паранджа и такого же цвета головной платок - хиджаб.

"За пределами исламского мира паранджа считается чуть ли не признаком женского рабства, средневековья и отсталости. Но это абсолютно неверно", - убеждает Сабрия.

Эта хорошо образованная, окончившая саудовский университет и свободно говорящая на двух языках молодая женщина говорит, что носить паранджу ее никто не заставляет, что это ее собственный выбор.

"Я родилась и выросла в известном своими религиозными традициями городе Медина, в глубоко религиозной семье. Вуаль, закрывающая лицо, - это часть моего отношения к исламу, уважения наших традиций, в том числе - уважения к родителям и моей семье", - говорит она.

В тоже время, отмечает Сабрия, так поступают далеко не все саудовские женщины. При этом она указывает на сидящую рядом с нами коллегу из газеты "Аль-Оказ" Ходу ас-Салех.

"Вот Хода, например, не закрывает лицо, и никто ее не может заставить это делать", - говорит она.

Действительно, многие женщины в Саудовской Аравии паранджу не носят. Но появиться на людях без хиджаба и скрывающей фигуру черной накидки-абаи не рискнет даже иностранка. За этим зорко следит полиция исламских нравов. Столь же ревностно отстаивается в королевстве исключительное право мужчин на вождение машин. И, несмотря на принятые мекканским саммитом ОИК решения, касающиеся соблюдения прав женщин, ожидать, что в скором времени они смогут сесть за руль, не следует, считает Сабрия.

"Это как раз один из тех примеров, которые прекрасно иллюстрируют неготовность общества к переменам, форсировать которые, на мой взгляд, не следует", - говорит она.

На самом деле, поясняет собеседница агентства, женщины в Саудовской Аравии водят машины. В целом ряде сельских районов они сами ездят за покупками, отвозят детей в школу, помогают мужьям по работе. Но в небольшой деревне, большинство жителей которой приходятся друг другу родственниками, женщина, случись что с ее машиной, практически не рискует оказаться в таком положении, когда ей придется общаться с постороннем мужчиной. В саудовском обществе это не принято.

В городе же ситуация иная. Для того, чтобы женщина села за руль, поясняет Сабрия, нужно не только изменить общественное сознание, но и подготовить соответствующую инфраструктуру. Женщин-полицейских, например, которые помогали бы разбирать конфликтные ситуации с участием женщин. На это требуется время.

Но, несмотря на все трудности, Сабрия смотрит в будущее с оптимизмом. "Решения столь высокого и авторитетного форума, как саммит ОИК, непременно положительно скажутся на положении женщин в исламском мире", - уверена она.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала