Рейтинг@Mail.ru
Могилы жертв нацизма должны отвечать религиозным традициям - Каннер - РИА Новости, 13.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Могилы жертв нацизма должны отвечать религиозным традициям - Каннер

Читать ria.ru в
В День памяти Катастрофы и Героизма, ежегодно отмечаемый в годовщину восстания в Варшавском гетто в 1943 году, президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер рассказал в интервью о сохранении памяти жертв фашизма и Холокоста, о программе по уходу за их захоронениями и отличии нынешней траурной даты от Международного дня памяти жертв Холокоста.

В День памяти Катастрофы и Героизма, ежегодно отмечаемый в годовщину восстания в Варшавском гетто в 1943 году, президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Елене Гуткиной о сохранении памяти жертв фашизма и Холокоста, о программе по уходу за их захоронениями и отличии нынешней траурной даты от Международного дня памяти жертв Холокоста.

- На Ваш взгляд, сейчас в России да и вообще во всем мире больше или меньше помнят о жертвах нацизма и трагической истории еврейского народа во время Второй мировой войны?

-  Раньше память об этой трагедии была другой. Тогда существовал государственный запрет на память. Например, до 1965 года день Победы не отмечался. Я родился после войны  на Украине, в Житомирской области, в селе Каменный брод. До войны это было еврейское местечко, где жили в основном одни евреи.  Когда началась оккупация, то евреи Каменного брода, среди которых и часть семьи моих родителей не просто погибла, а была убита. Но и помимо еврейской беды война оставила после себя огромное количество инвалидов, обездоленных. И люди, пережившие гетто, не хотели ничего вспоминать, как и многие фронтовики.

Несколько лет назад, когда я с моими родителями приехал в родное село, мы пришли с ними на то место, где  фашисты расстреливали еврейских жителей, туда, где похоронена мамина сестра с семьей. В советские времена там был поставлен памятник – но не евреям, которые тут лежали, а советским гражданам, погибшим в годы войны. Я попросил маму рассказать о том, что здесь было, и она  лишь ответила: «Это памятник советским гражданам, убитым в годы немецко-фашистской оккупации». Что уж говорить, сама память была настолько искажена.

Но с начала 90-х годов все начало меняться. Память «цивилизуется». Хотя люди, которые пережили Холокост, не хотят о нем вспоминать, и поколение моих родителей интересуется этой темой сдержанно.

-  Как помнят о тех событиях сегодня?

- Сейчас помнят по-другому. В России активно внедряется мысль о том, что необходимо помнить о трагических событиях Холокоста. Люди начинают вспоминать свои корни и воспитываются в духе толерантности.  Если толерантность и можно воспитать, то у нас есть немало тех, с кого брать пример. Есть праведники мира - те, кто с риском для жизни спасал евреев, живы выжившие узники гетто, попавшие в том числе в румынскую зону оккупации. Среди них есть и известные люди:  драматург Александр Гельман, писатель Ефим Гологорский.

В то же время сейчас много говорят о необходимости помнить Освенцим, и это, конечно, правильно. Но важно не забывать, что были другие важные эпизоды Холокоста и у нас.  Мало кто знает, что первое гетто, которое было освобождено советской армией, находилось в Калуге. До сих пор в этом городе живут десять узников гетто. Они выжили  благодаря нашим воинам, которые освободили калужское гетто 30 декабря 1941 года. В Московской области фашисты тоже расстреливали людей из-за их еврейской национальности. А всего на территории России во время Великой Отечественной войны было расстреляно 142 тысяч евреев!

- В этом году Российский еврейский конгресс впервые проводит траурные акции в День памяти катастрофы и героизма совместно с региональными еврейскими общинами по всей России? С чем было связано это решение?

- В настоящий момент мы разворачиваемся лицом к регионам, показываем, что Российский еврейский конгресс это не только столичная организация, но это и российская организация. Я сам не столичный житель, у меня  провинциальный взгляд. Во многом меня можно назвать «местечковым евреем».

За последнее время я побывал в отделениях РЕК в Саратове, Тюмени, Калуге, Петербурге, поеду в Орел. Работы еще много: у Российского еврейского конгресса пятьдесят региональных отделений. Мы занимаемся всей страной и призываем все свои отделения проводить мемориальные акции.

27 января, когда отмечался Международный день памяти жертв Холокоста, наши активисты провели свои вечера памяти почти в сорока городах. Наша работа имеет большую поддержку у местных администраций. В рамках большого международного мемориального проекта «Вернуть достоинства», инициированного Конгрессом в 2009 году, мы открыли две дирекции по работе с захоронениями жертв Холокоста на территории России. В конце мая в Брянске мы проведем большое совещание с еврейскими общинами тех областей, которые были в оккупации, там, где есть захоронения. Эта конференция пройдет под патронажем губернатора Брянской области.

- Для Ваших мемориальных программ важна поддержка светских властей. Но как относятся к Вам иерархи Русской православной церкви?

- Недавно я говорил с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом о том, что необходимо организовать цивилизованные захоронения, приводить их в порядок и в соответствие с национальными и религиозными традициями. Он заинтересовался этой темой, считает  ее важной. Мы будем думать, как организовать эту работу в партнерстве с представителями Русской православной церкви. 

Сегодня очень многие захоронения на территории России и бывшего Советского союза находятся в далеко не лучшем состоянии. Это не только еврейская, но и общероссийская проблема. Мы считаем эту работу очень важной по разным соображениям, в том числе галахическим (галаха - свод нормативов, регламентирующих жизнь правоверного иудаиста). По религиозным еврейским законам кости предков должны быть под охраной. Их нельзя бросать, нужно заботиться о них.

Я думаю, что и христиане думают точно так же. Считаю, нужно организовывать поисковые отряды. Все это должно быть устроено на государственном уровне. Можно много говорить о патриотическом воспитании, но лучше заботиться о своих согражданах на практике: ухаживать за живыми и помнить о погибших за родину.

- Чем для Вас является День памяти катастрофы и героизма?  В чем лично для Вас  состоит его отличие от Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января? 

- Дню памяти катастрофы и героизма уже много лет. Эта траурная дата установлена государством Израиль. Она отмечается все-таки только евреями. Его признают евреи во всем мире.

А 27 января, Международный день памяти жертв Холокоста, - это все-таки день освобождения лагеря Освенцим советской армией. Он официально признан ООН. 27 января чем-то ближе девятому мая.

Международный день памяти жертв Холокоста был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим.

Но еще задолго до этого евреи во всем мире ощущали необходимость установить Мемориальный день в память о жертвах нацизма. Именно тогда было выбрано 27-е число еврейского месяца нисан, когда началось восстание в Варшавском гетто в 1943 году. Это восстание стало символом еврейского сопротивления.

С 1951 года во многих еврейских общинах и в Израиле 27 нисана отмечается как День памяти Катастрофы и героизма.

Траурные даты по еврейской религиозной традиции не отмечаются в субботу. Если 27 нисана выпадает на пятницу, Йом ха-Шоа переносится на 26 нисана, если же эта дата выпадает на воскресенье, Йом ха-Шоа переносится на 28 нисана. Все даты еврейского календаря начинаются накануне вечером.

Евреи в день памяти зажигают шесть мемориальных свечей в синагогах Израиля и диаспоры в память о шести миллионах погибших во время Катастрофы европейского еврейства. Они читают псалмы и поминальную молитву Азкара по мученикам.

Йом ха-Шоа объявлен в Израиле Национальным днем траура. Центральная официальная церемония Йом ха-Шоа проводится в Иерусалиме, у памятника повстанцам Варшавского гетто, в мемориальном центре Катастрофы Яд ва-Шем. В ней участвуют главные раввины Израиля и лидеры страны.

В стране утром в этот день звучит сирена, замирает вся страна, и граждане поминают жертв нацизма минутой молчания. Жители страны в этот момент молятся о том, чтобы Холокост никогда не повторился.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала