Рейтинг@Mail.ru
Патриарх совершит в праздник Успения два богослужения в Москве - РИА Новости, 28.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Патриарх совершит в праздник Успения два богослужения в Москве

Читать ria.ru в
Предстоятель Русской православной церкви возглавит в 9.00 мск в исторически главном, Успенском соборе столицы Божественную литургию, а в 17.00 мск в кафедральном храме Христа Спасителя - "чин погребения Пресвятой Богородицы".

МОСКВА, 28 авг - РИА Новости, Ольга Липич. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в праздник Успения Богородицы торжественные богослужения в Успенском соборе Московского Кремля и храме Христа Спасителя, сообщает сайт Московской патриархии.

Предстоятель Русской православной церкви возглавит в 9.00 мск в исторически главном, Успенском соборе столицы Божественную литургию, а в 17.00 мск в кафедральном храме Христа Спасителя - "чин погребения Пресвятой Богородицы".

Успение Богородицы

Праздник Успения Божией Матери, как свидетельствует поздневизантийский историк Никифор Каллист, был установлен в конце VI века императором Маврикием. Однако некоторые данные указывают на то, что в константинопольских церквях торжества в честь Успения совершались и ранее, по крайней мере, с IV столетия.

По церковному преданию, в конце земной жизни Богородицы архангел Гавриил возвестил ей о грядущей кончине. Перед смертью она пожелала проститься с учениками Иисуса. Многие из них в то время проповедовали христианство в далеких странах, но по молитве Пречистой Девы апостолы были чудесным образом собраны у ее одра. А когда пришло время кончины, сам Христос явился у одра матери и принял ее душу.

Это предание стало одним из излюбленных сюжетов в русской иконописи. На иконах и фресках "Успения" изображается лежащая на смертном одре Богородица в окружении апостолов, а Иисус Христос держит на руках ее душу в виде маленькой женской фигурки.

После смерти Богоматери апостолы похоронили ее тело в пещере Гефсимании. Однако на третий день, желая утешить опоздавшего на погребение апостола Фому, ученики Христовы открыли гробницу Пресвятой Девы и увидели в ней только погребальные пелены и уверовали, что Богородица была воскрешена и вознесена на небо.

Название праздника - Успение - происходит от слова "уснуть" и указывает на то, что Дева Мария осталась после своей видимой телесной кончины непричастной смерти.

Православные христиане верят, что, телесно оставив землю, Богородица не перестала ходатайствовать пред Сыном за мир и Церковь Христову, и воспринимают торжества Успения как напоминание об этом.

Праздником Успения Божией Матери завершается предшествовавший ему многодневный строгий Успенский пост, который начинается ежегодно 14 августа. После богослужения верующие традиционно разговляются за праздничным столом.

Чин погребения Богородицы

Этот сравнительно поздний по времени возникновения чин является подражанием чину утрени Великой субботы (на Страстной неделе) с погребением Спасителя. Считается, что он зародился в средние века и имеет иерусалимское происхождение.

"В Гефсимании (священном месте в Иерусалиме, где произошло событие Успения) чин погребения Пресвятой Богородицы служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого", - сказано в сообщении патриархии.

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном напротив дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня.

За несколько дней до Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию и краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию - в память перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвуют представители духовенства со свечами и множество паломников.

В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения. Утром в день празднования патриарх Иерусалимский традиционно возглавляет саму службу погребения Богоматери, состоящую из пения специальных богослужебных текстов с похвалами, подобными великосубботним.

По окончании празднования Успения плащаница крестным ходом относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима.

На Руси чин погребения получил большое распространение в XVI веке и издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре.

В 1845 году был осуществлен перевод Иерусалимского последования погребения с греческого языка на церковнославянский. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием "Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа". Ныне чин печатается в составе приложения к августовскому тому Минеи.

В настоящее время в приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) чин погребения может совершаться либо на утрене накануне праздника Успения, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней после наступления праздника.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала