Рейтинг@Mail.ru
Вторая неделя Великого поста: память святителя Григория Паламы - РИА Новости, 13.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Вторая неделя Великого поста: память святителя Григория Паламы

Икона Григория Паламы
Икона Григория Паламы
Читать ria.ru в
В воскресенье, 15 марта, совершается церковная служба в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалонийского, чудотворца, жившего в XIV в. Великий подвижник горы Афон, он известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете.

В воскресенье, 15 марта, совершается церковная служба в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалонийского, чудотворца, жившего в XIV в. Это один из самых почитаемых учителей Церкви. Великий подвижник горы Афон, он известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете.

Святитель Григорий Палама родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия его семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и отличавшегося большим прилежанием. Григорий без труда усвоил все предметы, составлявшие полный курс тогдашнего высшего образования.

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед. Там он принял монашеский постриг.

Однажды иноку Григорию явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

Стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, Григорий поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии, где стал обучаться сосредоточенной духовной молитве - "умному деланию", которое постепенно разрабатывалось монахами начиная с великих пустынников IV века. После того как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы "умного делания", оно было усвоено афонскими подвижниками. Применение "умного делания", требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. hsucia - покой, молчание), а практикующие его стали называться исихастами.

Через некоторое время иноку Григорию вместе со всей братией из-за угрозы нападения турок пришлось перебраться в Солунь (Фессалоники), где молодой монах был рукоположен в сан священника.

Обязанности священника святой Григорий сочетал с жизнью отшельника. В субботу и воскресенье он выходил к народу - совершал Богослужение и произносил проповеди. Иногда святой Григорий посещал богословские собрания городской образованной молодежи. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение пяти лет.

В 1331 году святой удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, где занялся богословскими трудами.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил "умное делание" еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света - света, которым просияло лицо Христа при Преображении. Варлаам также поднимал на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий по просьбе афонских монахов обратился к Варлааму с увещаниями. Но после, видя их безуспешность, письменно изложил свои богословские доводы в "Триаде в защиту святых исихастов" (1338 г). А в 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос".

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными.

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1323–1341).

Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель письменно и подробно опроверг эти домыслы. И все же несмотря на это Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг тюремному заключению, которое продолжалось три года.

В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

Однако и после этого солуняне приняли святителя не сразу. Он вынужден был жить в разных местах, часто переезжал. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера, на которой плыл архиепископ, попала в руки турок. Святителя Григория несколько раз продавали в различных городах как пленника, но и тогда он продолжал проповедь христианской веры. Спустя год святитель Григорий был освобожден.

Незадолго до смерти святитель Григорий вернулся в Солунь. Он скончался 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

Учение о Божественных энергиях как о проявлении всей Полноты Божества, о благодати действие которой является Самим Богом - есть учение только Православной Церкви. Ряд католических богословов признал это учение еретическим и даже пантеистическим. До начала XX века это учение оставалось практически неизвестным не только в протестанстких и католических учебных заведениях, но также и в русских семинариях. В России традиция исихазма передавалась как в древности путем личностного общения от старцев ученикам.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала