Рейтинг@Mail.ru
Портрет столичного первоклассника: подготовка к школе – дело серьезное - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Портрет столичного первоклассника: подготовка к школе – дело серьезное

Читать ria.ru в
"Портрет московского первоклассника", подготовленный РИА Новости с опорой на исследования Московского центра качества образования и Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО в рамках проекта "Социальный навигатор", подскажет родителям, на что им следует обратить внимание в оставшиеся до школы месяцы.

Анна Курская, РИА Новости.

Заканчивается приемная кампания в московские школы, почти все будущие первоклассники и их родители определились с местом учебы. Готовы ли завтрашние ученики к школе? "Портрет московского первоклассника", подготовленный РИА Новости с опорой на исследования Московского центра качества образования и Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО в рамках проекта "Социальный навигатор" подскажет родителям, на что им следует обратить внимание в оставшиеся до школы месяцы.

Поступление в школу – кризисный этап в жизни каждого ребенка. Нередко стрессовая ситуация растягивается на целый год и приводит к нарушениям психологического и физического здоровья первоклассника.

Как избежать этих проблем? От чего зависит успешная адаптация детей к школе и что нужно учитывать родителям будущих первоклассников? На эти вопросы попытались ответить авторы проекта "Портрет московского первоклассника" - сотрудники Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО  при поддержке проекта "Социальный навигатор" РИА Новости.

Готовность к школе все понимают по-разному

Специалисты – педагоги и психологи - обследовали многих первоклассников, опросили их родителей и учителей, и оказалось, что родители склонны выше оценивать готовность детей к обучению в школе, чем педагоги. Так, например, в 2011 году лишь 2,3% родителей считали, что их дети недостаточно подготовлены, а по оценкам учителей, таких детей было 15,5%.

Можно ли объяснить это расхождение тем, что родители переоценивают знания своих отпрысков, или учителя судят их слишком строго? По мнению экспертов, верно и то и другое. Но основная причина состоит в том, что на сегодняшний день не существует единых критериев готовности к школе - открытых, опубликованных и известных родителям.

Даже специалисты, работающие с детьми, воспринимают понятие "готовность к школе" по-разному, рассказала РИА Новости руководитель Центра оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО, руководитель федеральных исследований готовности первоклассников к обучению в школе Галина Ковалева.

Учителя начальных классов чаще всего под этим термином понимают умение ребенка читать, писать и считать. Психологи и методисты упирают на развитие логического и критического мышления, эмоциональной сферы ребенка.

Портрет учителя - участника Всероссийской Интернет-переписи >>>

"Чтобы быть успешным в современной школе, нужно и то, и другое, но психофизиологическая готовность к обучению важнее навыков письма и счета", - отметила Галина Ковалева.

Обычно родители дошкольников считают, что много и уверенно говорящий ребенок готов к обучению в школе, рассказала детский психолог Ольга Даниленко, один из авторов проекта "Изучение готовности первоклассников к обучению в школе". Но для выполнения учебных задач школьник должен уметь сравнивать, обобщать, планировать свою деятельность, решать творческие задачи, сосредоточенно воспринимать речь учителя. Кроме того ребенку нужно уметь что-то делать самостоятельно.

"Мы упускаем многие моменты подготовки к школе, вообще забываем, для чего существует дошкольное детство. Главное – сформировать у ребенка фундаментальные умения, а отдельные знания, которые родителям кажутся очень важными, потом будет легко "положить сверху"", - утверждает Ольга Даниленко.

Что такое "умеет читать"?

Как выяснили авторы "Портрета московского первоклассника", у родителей и учителей особенно сильно различается восприятие того, умеет ли ребенок читать. Оказывается, по мнению родителей, недостаточно хорошо читают при поступлении в школу лишь 4% детей, а по оценкам учителей – 29,2%.

Такая разница, по утверждению экспертов, объясняется тем, что в само понятие "умеет читать" каждый вкладывает свой смысл. С точки зрения педагога навык чтения предполагает умение читать не по буквам, а слогами или целыми словами, а также понимать смысл прочитанного. Родителям же часто кажется, что ребенок хорошо читает, в то время как он просто легко распознает знакомые слова.

"Действительно, многие дети обладают хорошей зрительной памятью и способны запоминать целые куски знакомого текста, - рассказала Ольга Даниленко. - Но когда им нужно прочитать небольшой, но незнакомый текст, то они уже не могут сделать это быстро".

Вообще с чтением первоклассников существует определенная путаница, считают эксперты. Новый образовательный стандарт для начальных классов не предполагает, что в школу должны приходить дети, умеющие читать, их должен научить этому учитель в первом классе, рассказала РИА Новости заведующая лабораторией аналитического сопровождения Московского центра качества образования Валентина Марголина.

"Многие родители также уверены, что достаточно знать буквы и читать по слогам, но в то же время большинство методик для первоклассников ориентированы на читающих детей", -  пояснила Галина Ковалева.

По ее мнению, учителя хотят получить детей, умеющих читать, но никто родителям не объясняет, как их следует учить, и они делают это стихийно – по буквам, по слогам, кто как.

"В принципе, к роковым последствиям это не приводит. Более того, по умению читать в начальной школе Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. Но если бы не было этих проблем, наверное, результаты были бы еще выше", - отметила эксперт.

Уменьшить стресс адаптации

Авторы исследования утверждают, что низкий уровень адаптации к школе показывают сегодня 39,2% первоклассников. Дети с трудом просыпаются по утрам, нередко встают в плохом настроении, тревожатся о школьных делах, боятся опоздать в школу и что-то не сделать, часто возвращаются после занятий перевозбужденными и капризными.

Адаптации к школе без стрессов не бывает, другой вопрос, как быстро ситуация войдет в нормальное русло. Для этого детям могут и должны помочь родители. В первую очередь, они должны следить за здоровьем и режимом дня первоклассника. "Часто слова "не готов к уроку" означают, что ребенок просто не выспался", - отметила Ольга Даниленко.

Кроме того, ребенка не следует пугать школой, как это до сих пор случается в некоторых семьях.

Также не стоит настраивать первоклассника на учебу на одни пятерки, нагружать его своими завышенными ожиданиями, говорят специалисты. Ведь на практике отличниками становятся немногие.

"Чтобы не травмировать психику ребенка вопросом про отметки в школе, его надо спрашивать чаще о том, что он изучил, а не что он получил", - рассказал директор Московского центра качества образования Алексей Рытов.

Еще один популярный штамп, которым родители пугают детей - "в школе у тебя не будет времени на игрушки" - вообще не выдерживает никакой критики. Такая попытка подготовить ребенка к взрослой учебной жизни скорее вызовет у него стресс, чем поможет делу. На самом деле у первоклассника должно оставаться время на игры, если правильно организовать ему режим дня. В этом случае переход от дошкольного детства к учебной жизни будет плавным, считают эксперты.

Для успешной адаптации первоклассника очень важно, чтобы учеба с самого начала считалась деятельностью самого ребенка, а не его родителей. Родители должны лишь помогать первокласснику планировать свое время, вовремя садиться за уроки, поддерживая малейшие успехи в этом отношении.

Рейтинг школ повышенного уровня восьми регионов России >>>

"Учеба – это активная форма деятельности, а не пассивная. Ни в таблетках, ни в инъекциях дать ее ребенку мы не можем. Важно, чтобы первоклассник научился спокойно воспринимать сам процесс учебы, в котором что-то получается, а что-то нет, но получится завтра. Он должен научиться получать удовольствие от результата своего труда", - заключила Ольга Даниленко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала