Рейтинг@Mail.ru
Первоклассник, закрепленный законодательно: как попасть в нужную школу - РИА Новости, 28.03.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первоклассник, закрепленный законодательно: как попасть в нужную школу

© Фото : Денис ВоронинШколы Москвы открыли прием в первый класс
Школы Москвы открыли прием в первый класс
Читать ria.ru в
Родители будущих первоклассников и год, и два, и пять лет назад весной думали об одном: в какую школу отдать ребенка. Во дворах школ с репутацией хороших, престижных собирались очереди, устраивались ночные дежурства с перекличками - ради того, чтобы 1 апреля в 7.30 в числе первых оказаться около кабинета директора и подать заявление. С 2012 года правила приема в первый класс изменились, и принцип «кто первый встал, того и тапки» уже не работает. Стало ли хорошее образование для детей более доступным, а принцип зачисления в школы более справедливым?

Ирина Зубкова, РИА Новости.

Родители будущих первоклассников и год, и два, и пять лет назад весной думали об одном: в какую школу отдать ребенка. Во дворах школ с репутацией хороших, престижных собирались очереди, устраивались ночные дежурства с перекличками - ради того, чтобы 1 апреля в 7.30 в числе первых оказаться около кабинета директора и подать заявление. С 2012 года правила приема в первый класс изменились, и принцип «кто первый встал, того и тапки» уже не работает. Стало ли хорошее образование для детей более доступным, а принцип зачисления в школы более справедливым?

Елена работает переводчиком и на полставки преподает испанский язык в лингвистической гимназии. Там же во втором классе учится ее сын. Семилетняя дочка Ксюша с четырех лет читает на русском, с пяти - на английском языке, занимается испанским с мамой. Еще осенью Елена с детьми представляли себе, как через год на трамвае будут ездить по утрам в гимназию вместе, втроем. Но - сейчас неизвестно, суждено ли планам исполниться. В 2012 году вступили в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», предусматривающие территориальный приоритет при зачислении детей в первые классы общеобразовательных школ.

На практике это означает, что районный орган управления образованием закрепляет за школами так называемые микроучастки, и заявления на поступление ребенка в первый класс принимаются прежде всего у их жителей. Потом, если останутся свободные места в списках будущих первоклассников, примут заявления и у тех, кто живет в другом месте.

«Мы бы рады принять Ксюшу к себе, мы знаем, что она девочка способная, - объяснили Елене в школе. - Но - извините, ничего не можем обещать. Нас ведь прокуратура будет проверять. В законе не предусмотрено преимущественного права на зачисление ни для детей, чьи старшие братья и сестры учатся в данной школе, ни для детей штатных, а уж тем более внештатных сотрудников. Подождите 1 июня, тогда мы начнем принимать заявления и от тех, кто живет вне нашего микрорайона. А пока подайте заявление в школу у себя по месту жительства».

«Школа по месту жительства - это физико-математический лицей, а у дочки нет ни малейших склонностей к математике, - комментирует ситуацию Елена. - Да и как я буду водить утром двоих младших школьников в разные места? Мне все равно рано или поздно придется переводить дочь в гимназию, где работаю сама. Новый класс, новые учителя, новая обстановка вызовет стресс у ребенка. Зачем ему подвергают нашу и другие семьи?»

Как попасть в 20%

На основе закона в регионах были разработаны правила приема в первый класс.

«В зачислении по территориальному принципу нет ничего принципиально нового, - объяснила журналистам директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода Ирина Тарасова. - Он действовал в стране еще в 60-х годах прошлого века. При определении закрепляемых за школами территорий мы брали в расчет расположение образовательного учреждения и жилых домов, количество детей школьного возраста, проживающих в них, а также проектную мощность школ. За лицеями и гимназиями тоже закреплены участки, но в эти учебные заведения после 1 июня смогут подать заявления на свободные места и те, кто живет в других местах; предполагается, что их число составит до 20% от общего числа первоклассников. Провели большую подготовительную работу: опираясь на данные детских поликлиник, выверили списки первоклассников по микроучасткам. Кроме того, представители школ приходили к родителям будущих первоклассников на дом осенью прошлого и в январе этого года. Так что многие родители уже знают, в какую школу пойдет их ребенок».

 Анастасия, мама будущего первоклассника, действительно знает, в какую школу осенью пойдет Никита: в тот самый лицей, куда он уже второй год ходит в «Школу для дошколят». Обучение далеко не бесплатное. Немалые для семейного бюджета суммы и в прошлом, и в этом учебном году семья платила вовсе не ради того, чтобы как следует подготовить ребенка к учебе, - с Никитой много занимаются в семье, психолог в детском саду хорошо оценивает уровень его интеллектуального и эмоционально-психического развития, он уже давно верно выполняет задания на сравнение, выделение, исключение лишнего, пишет буквы и их фрагменты, ориентируется в тетради, так что не очень нуждается в «подготовительных курсах». Однако выпускникам подготовительной школы, как многократно подчеркивала замдиректора лицея, было обещано преимущество при зачислении в первый класс - ради этого и возили родители туда ребенка дважды в неделю.

«Да, нам объявили сейчас о том, что теперь территориальный принцип, что мы не с того участка, - говорит Анастасия. - Но мой сын будет учиться именно в этом лицее, чего бы нам это ни стоило. Видимо, придется вкладывать средства в ремонт школы, еще какую-то так называемую помощь оказывать. Я вот только не понимаю, ради чего был принят новый закон, чего добились с его помощью. Справедливости? Так ее нет. Снижения коррупции? Но она теперь может, наоборот, резко вырасти. Те родители, которым было всё равно, в какой школе ребенок учится, лишь бы к дому поближе, могли и раньше отдать сына или дочь в школу в соседнем дворе, в этом не было проблем. А те, кому хотелось бы более высокого уровня образования для ребенка, чем тот, что дают по соседству, пойдут если не на все, то на многое».

Дорогой ценой

Ради зачисления ребенка в выбранную школу родители и в самом деле готовы даже на серьезные перемены в собственной жизни.

«Нашу систему образования я знаю, что называется, изнутри, - рассказывает директор Томского регионального центра обработки информации Борис Илюхин. - Моя дочь в сентябре пойдет в первый класс, но в ту школу, на участке которой мы живем, я ребенка не очень хочу отдавать. Не вижу иного решения проблемы, кроме как продать квартиру и купить другую, в соседнем микрорайоне».

«Как показывают данные опроса Мониторинга экономики образования НИУ–ВШЭ, 50% семей отмечают, что при поступлении детей в первый класс были те или иные виды состязаний, конкурсов или процедур тестирования. По выборочным исследованиям нам известно о достаточном распространении платных взносов в бюджет школы, оплаты дополнительных услуг по подготовке к школе и даже прямых взяток как условия поступления в „престижную“ школу, - говорит директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ–ВШЭ Сергей Косарецкий. - Закрепленный недавно законодательно принцип преимущественного права зачисления в школу по месту жительства задумывался как мера для повышения доступности качественного образования. Но, работая на расширение возможностей для детей преимущественно из семей с низким социальным капиталом, он сужает возможности выбора образовательного учреждения детям из семей, предъявляющих высокие запросы к качеству образования своих детей».

В Хельсинки или в Чикаго?

Сыновья Владимира учатся в первом и в четвертом классе школы с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла. И год, и четыре года назад в ночь с 31 марта на 1 апреля - день начала приема заявлений - Владимир, как и многие другие родители, прихватив термос с кофе и бутерброды, с вечера дежурил у школьного крыльца. Участвовал в перекличках организованной еще за неделю до этого очереди, отмечался, чередуясь с женой и тестем, и следил, чтобы в списках не появились посторонние фамилии из альтернативной очереди, образовавшейся на сутки позже, чем «правильная».

«Это было похоже на покупку мебельной стенки или пылесоса лет тридцать назад: номерки шариковой ручкой на руках, переклички, - вспоминает Владимир. - Но это был хоть какой-то способ отдать ребенка туда, куда родители считают нужным. А сейчас нет и этой возможности. Право поступить в престижные школы получили те, кто живет рядом с ними, независимо от того, нужен ли им этот высокий уровень и это углубленное изучение физики и биологии».

«Прикрепление детей к профилированным школам - это полный нонсенс, - считает директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович. - И самое неприятное, что может произойти с такими школами, - это если к ним кого-то припишут, включая тех, кому вовсе не нужен этот профиль. Более того: мне кажется, это беда не только для школы, а и для тех, кого к этой школе припишут таким образом».


Эксперты отмечают, что в обществе разные образовательные потребности, отсюда и дифференциация школ. Есть родители, которым школа нужна поближе к дому, чтобы просто ребенок был под присмотром, а есть те, кто готов смириться и с долгими поездками ребенка на учебу, и с повышенной нагрузкой, лишь бы результаты были высокие. Они полагают, что для этих групп должны быть разные школы и разные подходы к приему в них. Попытки все унифицировать - только по месту жительства и только в порядке общей очереди, запрет прокуратуры на любые формы отбора - не повышают, а понижают доступность: люди не могут получить того, в чем испытывают потребность. В итоге можно получить не финский вариант, когда все школы одинаково хороши, а вариант чикагский, когда ребенок вынужден врать, будто живет с бабушкой, а не с родителями, чтобы иметь право ходить в школу в том муниципалитете, на той улице, где живет бабушка. Если же выяснится, что он живет все-таки с родителями, то попечительский совет его отчислит из школы, говорят специалисты.

Где же выход?

«Давайте внимательно прочитаем формулировку в законе, - предлагает заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Государственной думы РФ Алексей Майоров. - Там сказано, что соответствующие органы самоуправления должны закрепить территориальные участки за школами, - но где написано, что эти микроучастки должны быть закреплены за всеми школами? Муниципалитет вполне может оставить какую-то школу, лицей, гимназию общегородской, без закрепленного за ней микрорайона, препятствий для этого в законе нет. Смотрим дальше: обеспечить прием детей, которые «проживают на территории». А что значит «проживают»? Разве в законе сказано «прописаны» или «зарегистрированы»? У нас много семей, которые зарегистрированы в одном районе или городе, а живут в другом. А как быть с детьми мигрантов? Что же теперь, их в школе не учить? В Америке говорят, что лучше за счет государства учить детей даже нелегальных мигрантов, чем потом их судить и содержать за счет государства».

Российская система образования, отмечает Майоров, в течение длительного времени поддерживала диверсификацию, то есть многообразие школ, начиная с первого закона об образовании и заканчивая президентской инициативой «Наша новая школа». Однако если правоприменение, в частности, региональные и муниципальные подзаконные акты, вернет жесткое закрепление, то конфликтов не избежать, считает эксперт.  «Если я как родитель хочу, чтобы моего сына выучили математике и физике, и я сторонник жесткого подхода в воспитании, а вы как родитель требуете от школы комфортных условий и художественного развития, а наши дети оказываются в одном классе, то кому-то не понравится. Так что вариативность должна остаться, и - подчеркну - это в меньшей степени проблема закона, а в большей - проблема подзаконных актов», - говорит он.

Главная же проблема, по мнению Майорова, заключена еще в одной формулировке: «имеют право на получение общего образования». «Ни в одном законе или подзаконном акте не прописано, кто именно имеет право на получение образования на той или иной территории: граждане России, обладатели постоянной или временной регистрации, все, кто ощущает в этом потребность, все, кто в состоянии освоить стандартную программу или вообще все желающие? - объясняет заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по образованию. - Остается надеяться, что кардинальный вопрос о реализации конституционного права на образование в ближайшее время будет решен - причем так, чтобы каждый ребенок мог учиться в соответствии со своими потребностями».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала