Рейтинг@Mail.ru
"Пираты" забывают, что у каждой новости есть правообладатель - РИА Новости, 27.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Пираты" забывают, что у каждой новости есть правообладатель

Читать ria.ru в
Среди всей интересующей нас информации новости являются самыми доступными, поэтому их заимствование или «плагиат» обычно не воспринимается, как серьезная проблема. Проект "Проверено: плагиат", инициированный РИА Новости, привлекает к таким фактам внимание общественности, и для этого есть веские причины.

Елена Войниканис, член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности, для РИА Новости.

Среди всей интересующей нас информации новости являются самыми доступными, поэтому их заимствование или «плагиат» обычно не воспринимается, как серьезная проблема. Проект "Проверено: плагиат", инициированный РИА Новости, привлекает к таким фактам внимание общественности, и для этого есть веские причины.

Особый статус новостей обусловлен их связью с фундаментальными правами человека. Конституция Российской Федерации гарантирует не только свободу массовой информации, но и право каждого на получение информации. Социальная функция информационных агентств - быть источником достоверной информации, однако ситуация с «плагиатом»  существенно затрудняет ее выполнение.

Массу усилий необходимо затратить, чтобы узнать о событии, лаконично и точно изложить его суть и донести до публики с минимальной потерей времени. Не каждая организация готова к таким финансовым, организационным и трудовым затратам. Как следствие, сложившийся рынок новостей вовсе не является однородным. Новости заимствуются целиком, пересказываются с потерей деталей или искажением смысла, дополняются непроверенной информацией.

Реальные производители новостей в значительной мере лишаются стимула выполнять свою работу лучше и более качественно, поскольку проблемы возникают не только с компенсацией понесенных затрат, но и с поддержанием уровня деловой репутации. Информационному агентству доверяют, его услугами пользуются, когда его считают первоисточником. Но если новость не только заимствовали, но и присвоили, информационное агентство лишается данного статуса. Компания-плагиатор, напротив, приобретает новых клиентов за счет чужого труда.

Проблему «плагиата» в сфере новостей нельзя свести к проблемам рыночной конкуренции между компаниями. Главным пострадавшим оказывается потребитель. Потребитель заинтересован в получении новостей как достоверной и актуальной информации, но достоверность может гарантировать только первоисточник, заслуживающий доверия. Чем дальше от первоисточника, тем менее достоверной становится информация. Появление в Интернете значительного количества новостных сайтов и особенности распространения информации в сетевой среде существенно осложняют поиск ответа на вполне законный вопрос: кто именно является источником новости? Распространение практики пиратства в сфере производства новостей, следовательно, нарушает право граждан на доступ к объективной информации.

Новости, снабженные комментарием, аудиовизуальные материалы защищаются авторским правом. Однако сообщения чисто информационного характера, так же как и  само содержание новости, не являются объектом авторско-правовой охраны.

Но, как мы говорили, новости – это прежде всего вложенный труд. Трудовая теория собственности все чаще используется в качестве обоснования интеллектуальной собственности, но к информации, тем более к новостям, она еще более применима. Продолжая аналогию с интеллектуальной собственностью, зададим вопрос, почему необходимо защищать того, кто создает информацию? Автора защищают, потому что продукты творчества являются общественным благом. Для защиты прав производителей информации, таких как информационные агентства, существуют не менее значимые причины и основная из них, как мы уже показали, - ценность для общества достоверной информации.

Понимание этого заставило различные страны искать и  находить правовые средства для решения проблемы. Так, в США для защиты информационных агентств уже более века успешно применяется доктрина «горячих новостей». Во Франции для тех же целей  используют право интеллектуальной собственности, а также нормы гражданского кодекса о недобросовестной конкуренции  и так называемом «экономическом паразитизме». В Австрии специальная норма о защите новостей включена в Закон «Об авторском праве на произведения литературы и искусства и смежных правах».

Решает ли данную проблему действующее российское право? Статья 23  Федерального закона «О средствах массовой информации» предусматривает обязательность ссылки на информационное агентство при распространении его сообщений и материалов другим средством массовой информации. Закрепление специального права за информационными  агентствами было прогрессивной мерой, но положение изменилось в связи с распространением сетевых средств массовой информации, правовой статус и деятельность которых действующим законом не регулируется.

Кроме того, на законодательном уровне так и не был решен вопрос об административной ответственности за данное правонарушение. Позитивный сдвиг в решении проблемы наметился с принятием в 2006 году Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Новость может не иметь автора, но, как информация, в создание которой был вложен труд, она имеет обладателя. Статья 7 Закона предусматривает право обладателя информации, которая сделалась общедоступной по его воле, требовать от других лиц указывать себя в качестве источника. Затрудняет использование данной нормы в целях защиты новостей ее общая формулировка, а также вопрос о соотношении с нормами Федерального закона «О средствах массовой информации.

Если государство заинтересовано в обеспечении населения достоверной информацией, необходимо установить эффективную защиту ее непосредственных производителей и, в первую очередь, информационных агентств. Под «эффективной защитой» я понимаю, прежде всего, правовую защиту. Принятие комплекса соответствующих поправок в действующее законодательство позволит обеспечить необходимый уровень достоверности информации в сфере производства и распространения новостей, создать условия для честной конкуренции, а также стимулировать дальнейшую деятельность тех, от кого в реальности зависит объем и качество новостей -  информационных агентств как законных обладателей информации. Как мне представляется, изменение законодательства в данных целях найдет свое понимание не только у потребителей и пользователей, но и в бизнес-сообществе, поскольку ущемление прав непосредственных производителей нарушает экономически оправданный баланс интересов  на информационном рынке.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала