Рейтинг@Mail.ru
Россия и США сигналят друг другу о готовности к сближению - РИА Новости, 13.02.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и США сигналят друг другу о готовности к сближению

© Иллюстрация РИА НовостиРоссия и США сигналят друг другу о готовности к сближению
Россия и США сигналят друг другу о готовности к сближению
Читать ria.ru в
Появление в Вашингтоне новой администрации во главе с Бараком Обамой поначалу было встречено Москвой достаточно сдержанно, но теперь идущие из двух столиц сигналы дают все больше надежды на "новый старт".

Иван Захарченко, международный обозреватель

МОСКВА, 13 фев - РИА Новости. Появление в Вашингтоне новой администрации во главе с Бараком Обамой поначалу было встречено Москвой достаточно сдержанно, но теперь идущие из двух столиц сигналы дают все больше надежды на "новый старт".

Хотя Обама изначально провозгласил курс на перемены во внешней политике США, ничего конкретного по официальным каналам, кроме размытых намеков, Россия какой-то период не получала. И это во многом понятно - команда Обамы только начала формироваться, и требовалось время, прежде чем начать конкретное обсуждение тем, волнующих Вашингтон и Москву.

По мнению наблюдателей, Россию во многом устраивают политики, которые будут определять новую дипломатию США. В российских дипломатических кругах называют госсекретаря, бывшую "первую леди" Соединенных Штатов Хилари Клинтон "человеком, оказавшимся на своем месте", и ожидают, что она окажется активным и энергичным политиком.

Ее старшим заместителем стал бывший посол США в Москве Уильям Бернс, который хотя и работал в прежней американской администрации Джорджа Буша, но признал ошибки Вашингтона, в частности на Ближнем Востоке.

Бернса, помимо того, что он хорошо знает Россию, считают в Москве прекрасным специалистом по ближневосточным проблемам, в связи с чем от него ожидают более активного и согласованного сотрудничества двух стран, в том числе в установлении мира между палестинцами и израильтянами и во всем регионе в целом.

На этой неделе Бернс нанес визит в Москву, где обсудил с главой МИД РФ Сергеем Лавровым подготовку к российско-американской встрече в верхах, которую намечено провести 2 апреля в Лондоне на фоне встречи "большой двадцатки".

Параллельно с визитом Бернса в МИД России проходили консультации по сотрудничеству в борьбе с терроризмом в Афганистане и противодействии контрабанде наркотиков. Москва и Вашингтон обсуждают детали предоставления транзита по российской территории невоенных грузов для операций в Афганистане согласно рамочной договоренности между Россией и НАТО от 2008 года.

Установление подобных контактов Москвы с новой администрацией США позволило добиться в некотором смысле преемственности в отношениях двух стран. Стало ясно, что со сменой президента в Америке российско-американский диалог не был прерван, хотя сперва и звучали опасения, что приход демократов на смену республиканцам в Вашингтоне потребует все начинать заново.

Тональность отношений Москвы с новыми властями США задали два телефонных разговора президентов двух стран, которые наблюдатели расценили как "очень позитивные" по содержанию и позволяющие предпринять конкретные шаги. Их договоренность провести апрельский саммит как бы мобилизует всех тех, кто занимается внешней политикой в Москве и Вашингтоне.

Как ожидается, встреча в Лондоне будет проводиться не просто ради фотографирования - осведомленные источники отмечают, что повестка дня встречи уже четко очерчена и приоритеты сторон в общем и целом совпадают. Прежде всего, речь будет идти о мировых финансовых потрясениях, которые уже стали предметом обсуждения на этой неделе министров финансов двух стран.

По стратегическим вопросам российско-американских отношений, включая ядерное разоружение и противоракетную оборону, пока идет "прощупывание" видения сторонами путей их решения. Но концептуальный взгляд американской администрации на этот счет, изложенный в ходе двусторонних контактов, России вполне импонирует.

Детали пока не известны, но уже ясно обоюдное желание сторон заняться дальнейшим сокращением ядерных вооружений. Россия получила от США заверения в том, что эта задача будет приоритетной для Вашингтона, в отличие от предыдущей американской администрации, которая стремилась лишь к консервации существующего количества ядерных вооружений.

Нынешний договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) был подписан в 1991 году президентами тогдашнего СССР и США, обязывая Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч. Срок его действия истечет 5 декабря 2009 года, и обе страны настроены на то, чтобы пойти дальше, а не просто продлить прежний договор.

Хотя в 1993 году Россия и США подписали новый договор (СНВ-2), предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок, в 2002 году Россия вышла из него в ответ на отказ администрации Буша от договора 1972 года, который запрещал создание противоракетных систем.

Перезапуск процесса контроля над ядерными вооружениями, как отмечают наблюдатели, позволит существенно сократить число боеголовок каждой стороны, содействовать режиму нераспространения ядерного оружия и привести к улучшению американо-российских отношений.

Что касается планов размещения американских ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чехии в рамках системы противоракетной обороны (ПРО), то попытки России убедить прежнюю администрацию США не делать этого зашли в тупик. Но, как отмечают информированные источники в Москве, из Вашингтона доходят сигналы о том, что планы ПРО могут быть пересмотрены, если удастся найти решение иранской ядерной проблемы.

Хотя американские наблюдатели предупреждают о возможности противоречий между Россией и США насчет путей решения иранской ядерной проблемы, Обама в принципе выразил согласие на прямой диалог с Тегераном. В июне предстоят президентские выборы в Иране, и Вашингтон надеется, что в случае прихода к власти умеренного политика Мохаммеда Хатами, в прошлом уже занимавшего президентский пост, можно будет ожидать улучшения американо-иранских отношений. Тогда и противоречий Москвы и Вашингтона относительно мер воздействия на Иран может стать меньше.

Во всяком случае, в американской печати высказывалась мысль о том, что если США и откажутся от планов размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, которые рассматриваются в России как угроза ее безопасности, то этот отказ будет связан не с нажимом Москвы, а с финансовыми или техническими причинами. В сущности, российской стороне все равно, по каким причинам США могут отказаться от ПРО в Восточной Европе, главное для нее - конечный результат и возможность обсудить с американцами встречные инициативы Москвы о совместных мерах противодействия ракетным угрозам, откуда бы они ни исходили.

Остается пока неопределенной судьба начатого при Буше диалога в формате "два плюс два", то есть одновременно между главами внешнеполитических и оборонных ведомств. Россия считает необходимым продолжать такую форму общения, хотя пока Вашингтон не прояснил своих планов о таком диалоге.

Глядя на контакты и сигналы, которые в их ходе уже прозвучали, можно сделать некоторые выводы. Пока явно не просматривается каких-либо даже потенциальных раздражителей, которые могли бы помешать старту новых отношений между США и Россией. Конечно, в Москве отдают себе отчет в том, что Вашингтон не согласен с российской позицией по признанию в качестве независимых государств Абхазии и Южной Осетии, но никто на самом не ждет, что американцы в одночасье поменяют свое мнение. Однако, совершенно очевидно, что по мере конкретизации позиций сторон по тем или иным вопросам они не во всем будут друг с другом соглашаться, и завышенных ожиданий относительно будущего сближения России и США следует избегать.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала