Рейтинг@Mail.ru
К грузино-южноосетинскому конфликту - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К грузино-южноосетинскому конфликту

Россия, Грузия
Россия, Грузия
Читать ria.ru в
Территориальное единство Грузии, включая Южную Осетию, вместе с Абхазией, не существует ни в каком доказанном виде уже со времен распада СССР, пусть даже Саакашвили очень хотелось бы повернуть ситуацию вокруг этих спорных регионов вспять, что было заметно по его политическим усилиям в период его предвыборной компании осенью 2003 года, да и потом тоже, в 2004 году.

Маттиас Хальбвидл австрийский свободный журналист, специально для РИА Новости

 

Вести прозападную линию и стремиться к полноправному членству в НАТО, но при этом показывать региональной державе "средний палец" - ничего хорошего из этого выйти не может.

По сути дела это все политическая болтовня, когда говорят о территориальной целостности Грузии, эта целостность преувеличена и не может рассматриваться в качестве реально существующей.

Территориальное единство Грузии, включая Южную Осетию, вместе с Абхазией, не существует ни в каком доказанном виде уже со времен распада СССР, пусть даже Саакашвили очень хотелось бы повернуть ситуацию вокруг этих спорных регионов вспять, что было заметно по его политическим усилиям в период его предвыборной компании осенью 2003 года, да и потом тоже, в 2004 году. Территориальное единство Грузии существует только в политическом контексте и на политической карте.

Действительность же выглядит там совсем иначе, что и стало четко видно после вооруженных столкновений между Грузией и Южной Осетией в период с 1989 по 1992 годы, а также в ходе последующих постоянных пограничных стычек. А в последнее время это стало еще более заметно.

В результате переговоров в июне 1992 года между Грузией и Южной Осетией было достигнуто состояние перемирия, после чего сюда был введен смешанный корпус миротворческих сил в составе русских, грузин, а также осетин.

Возвращение в состав Грузии осетины отвергли самым решительным образом. С исторической точки зрения осетины считаются северокавказским народом, который поселился в отрогах Кавказа еще в период раннего средневековья, и именно поэтому этот народ имеет право называться этносом.

Отчего же южные осетины отвергают возможность своего нахождения в составе Грузии?

Грузия является с апреля 1991 года (опять) независимой демократической республикой. С исторической точки зрения южные осетины никогда не выражали стремления принадлежать к грузинскому государству, и это документально подтверждено как минимум с 1918 года.

Впервые в своей истории Грузия получила независимость как раз в 1918 году, однако после вторжения советских войск в 1921 году с грузинской независимостью было покончено. За это время грузины успели, однако, учинить жестокую резню осетинского народа, они сжигали дома осетин и изгоняли их с мест проживания. Погибли тысячи осетин.

Уже тогда осетинский народ объявил о своем желании находиться в составе России, тем более что он уже находился в ее составе с 1774 года в формате объединенной Осетии. Советский Союз отверг это и наказал инициаторов этой идеи. В составе Грузинской ССР Южная Осетия получила статус автономной области. Северная Осетия имела в составе РСФСР статус автономной республики, каковой статус сохранился и до сего дня, уже внутри Российской Федерации.

В свете надвигавшегося распада СССР осенью 1989 года грузинские националисты устроили "марш мира" на Цхинвали, столицу Южной Осетии, под предводительством первого президента Грузии, Звиада Гамсахурдиа. Южные осетины защитили свой главный город при помощи солдат советского МВД, и тем самым предотвратили грозящую грузинскую оккупацию.

Однако свершившееся в январе 1990 года завоевание города при помощи грузинских добровольцев это не предотвратило. Затем последовали серьезные вооруженные столкновения и блокады, которые продолжались до ноября 1991 года. Многие южные осетины бежали в Северную Осетию, которая все также продолжала оставаться в составе России.

Состоявшиеся затем провозглашение республики Южная Осетия и несколько референдумов о независимости от Грузии и о воссоединении с Северной Осетией никогда не были признаны.

В январе 1992 года в результате военного мятежа Гамсахурдиа был смещен с поста президента. В марте 1992 года, уже при новом президенте Шеварднадзе, начались очередные военные столкновения. Этот второй акт военных столкновений привел к восстанию в Северной Осетии, в результате которого северяне пришли на помощь своим южным братьям.

Добиться прекращения огня удалось только через три месяца войны. В конечном итоге в Южной Осетии в ноябре 2006 года были проведены президентские выборы и еще один референдум о независимости. Однако ни выборы, ни результаты референдума также не были никем и никогда признаны. В том числе и Россией. При этом бывший российский президент Путин всегда уточнял, что южноосетинский референдум всегда нужно учитывать в качестве "выражения свободной воли".

На развязанные Грузией 8 августа военные действия против южноосетинского народа нужно было непременно адекватно отреагировать. Мирные переговоры между Грузией и Россией потерпели поражение из-за нежелания Грузии предоставить затронутым регионам юридически обязывающие гарантии безопасности. 

Саакашвили должен был бы понимать совершенно четко, что Россия не будет безучастно наблюдать за его военными действиями и обязательно среагирует. Ни одна страна, обладающая соответствующими возможностями, не допускает, чтобы ее миротворческие силы, расквартированные в зоне конфликта, намеренно и безнаказанно подвергались обстрелам.

Саакашвили также должен был бы четко понимать, что возможному вторжению российских войск ему с военной точки зрения противопоставить нечего. Агрессором была без сомнения Грузия, Россия только среагировала.

Наверное, теперь, после того, как российская военная машина прояснила свои позиции, ей можно было бы инкриминировать намерение отделить Южную Осетию и Абхазию от Грузии, причем на международном уровне. В любом случае затем в регионе могли бы наступить спокойствие и стабильность, чего никто вот уже 20 лет не может добиться, и каковых можно было бы только пожелать проживающим здесь, и без того этого желающим, этносам.

Как показал незадолго до этих событий имевший место прецедент с признанием Косово, такого развития событий можно было бы достигнуть, даже если бы непосредственно затронутое государство, на этот раз Грузия, сначала и не было бы согласно. И если бы не были согласны все постоянные, обладающие правом вето, члены СБ ООН. Однако кому бы это помешало? Это же совершенно ясно - в долгосрочной перспективе оба региона и слышать ничего не хотят о Грузии.

Грузия не могла рассчитывать на военную поддержку со стороны США. Но здесь нужно тогда поставить вопрос, а какого рожна ищут тогда в Грузии более ста военных советников из Америки, они же тоже не идиоты! Скорее всего, здесь мы имеем место с хорошо просчитанной стратегией.

Раздаются голоса, что Саакашвили втравил свою страну в конфликт с Россией с четким расчетом, с тем, чтобы потом, с опорой на пропаганду, скроенную по американским лекалам, заклеймить Россию, так как российская армия конечно же будет обстреливать территорию Грузии, пусть даже на самом деле это будут только военные базы, с территории которых так удобно беспорядочно обстреливать сепаратистски настроенные регионы. К сожалению, трагическим фактом является и то обстоятельство, что в ходе всех подобных военных конфликтов всегда страдает гражданская инфраструктура.  

Притягивать за уши фактор нефти здесь не следует, пусть даже трубопроводы, которые проходят через территорию Грузии, снабжают запад энергоносителями. Подобного рода сооружения бомбардировкам не подвергались. Да и вообще - размеры каспийских энергетических запасов несравнимы с запасами Западной Сибири.

Каспийские прибрежные государства просто пытаются добиться справедливого распределения ресурсов. Поэтому что касается данного конфликта, то, прежде всего, речь стоило бы вести о стратегических интересах США, для каковых Кавказ является подходящей сценой - не в последнюю очередь в связи с Ираном.  

Российские военные базы, находящиеся на южном Кавказе, в регионе, стратегическое значение которого невозможно переоценить, стали бы проблемой для процесса интеграции Грузии как в НАТО, так и в систему американских международных махинаций. Как известно, Россия категорически отвергает интеграцию Грузии в НАТО. 

Такая позиция России вполне может рассматриваться как стратегический фактор. С другой стороны, грузинская провокация, возможно, поддержанная США, может рассматриваться с той точки зрения, что теперь Россию будут упрекать, что она, мол, не годится на роль стратегического партнера, не говоря уже о том, что она не может теперь, де, рассматриваться как партнер Евросоюза в сфере укрепления безопасности. 

Накануне последнего саммита Россия-ЕС Медведев отметил, что ЕС был бы способен защитить себя от врагов адекватным способом и без нахождения американских ракет в Восточной Европе. Это следует так понимать, что вот мол, смотрите, ЕС нуждается в американских военных базах, радарах и ракетах для того, чтобы наблюдать за Россией и чтобы сдерживать ее. В одиночку Евросоюз на это ведь не способен!

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала