12 мая премьер-министр России Владимир Путин объявил новую структуру правительства, в котором число вице-премьеров выросло до семи с пяти, при этом ключевые должности заняли экс-руководители администрации президента: бывший помощник президента Игорь Шувалов наравне с экс-премьером Виктором Зубковым стал первым вице-премьером, бывший глава администрации президента Сергей Собянин стал главой аппарата правительства в ранге вице-премьера, а бывший замглавы администрации Игорь Сечин стал вице-премьером, ответственным за промышленную политику. Главой администрации нового президента стал бывший вице-премьер и руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Новым главой Федеральной службы безопасности стал экс-руководитель Службы экономической безопасности ФСБ России Александр Бортников. Прежний глава ФСБ Николай Патрушев перешел на работу секретарем Совета безопасности. Каких ключевых решений можно ожидать от нового правительства, и какие изменения может повлечь за собой новая структуры правительства РФ? На эти Вопросы РИА Новости ответили эксперты:
Никогда раньше не было ситуации абсолютного единовластия в правительстве. Главы кабминов, какую бы силу они не имели - ни Черномырдин, ни Зубков, не были единственными центрами власти в правительстве. Не было фактического единоначалия. В кабмине Фрадкова было, по меньшей мере четыре центра силы, в правительтсве Зубкова - три. Теперь же центр силы в правительстве один и он персонализирован во Владимире Путине. Это создает очень большое пространство для маневра для нового руководителя кабинета министров и выводит правительство на новый уровень.
Что касается президентской части, то изменения в силовых ведомствах, таких как ФСКН и ФСБ говорят сами за себя - эти первые шаги главы государства очень показательны в плане самостоятельности. И пусть кабинет министров подобран по принципу удобства работы премьера (что абсолютно логично - так как премьер отвечает за работу кабинета), очевидно, что контроль над силовыми органами находится в руках главы государства.
Назначение кабмина еще раз продемонстрировало главное - приверженность второго и третьего президентов России к букве и духу Конституции. Именно следование конституционным нормам - как собственно Основного закона, так и конституционных законов о правительстве и президенте, позволяет воплотить в реальность систему разделения полномочий внутри исполнительной власти. Несколько центров силы - это не угроза российской политической системе, а, напротив, свидетельство демократизации. Теперь необходимо к президентскому и премьерскому центрам силы добавить партийный и законодательные центры и увенчать это системой реально независимой судебной системы. Собственно, в этом состоит важнейшая задача нового российского руководства - тандема Путина и Медведева.