Рейтинг@Mail.ru
Россия - Сингапур: парус для нанотехнологий - РИА Новости, 15.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия - Сингапур: парус для нанотехнологий

Читать ria.ru в
У генерального директора Российской корпорации нанотехнологий ("Роснано") Анатолия Чубайса нет претензий к оказавшемуся одновременно с ним в Сингапуре капитану занесенного в Книгу рекордов Гиннеса самого быстроходного парусного судна в мире Николаю Зорченко. По крайней мере, глава "Роснано" ничего о таких претензиях не говорил.

СИНГАПУР, 15 мар - РИА Новости, Михаил Цыганов. У генерального директора Российской корпорации нанотехнологий ("Роснано") Анатолия Чубайса нет претензий к оказавшемуся одновременно с ним в Сингапуре капитану занесенного в Книгу рекордов Гиннеса самого быстроходного парусного судна в мире Николаю Зорченко. По крайней мере, глава "Роснано" ничего о таких претензиях не говорил.

А вот у Николая Зорченко есть претензии к Анатолию Чубайсу.

- У меня даже в каюте, чтобы далеко не ходить, два спутниковых телефона, - говорит он в беседе с РИА Новости. - Но беда заключается в том, что все это - зарубежного производства. Как россиянин и как моряк я хотел бы, чтобы отечественная техника той же точности и надежности пришла к нам на флот. Мне было бы гораздо проще работать с нашими аналогами, но их, к сожалению, нет.

Нет ничего удивительного в том, что глава "Роснано" решил посетить единственное расположенное на Экваторе промышленно развитое государство для ознакомления с опытом построения сингапурских институтов инновационного развития и обсуждения возможностей сотрудничества в сфере коммерциализации нанотехнологий. Ведь, по его собственным словам, "Сингапур имеет самый большой опыт строительства научных и технических парков в мире и сможет помочь нам этим опытом, а возможно - и не только им".

И нет ничего удивительного в том, что принадлежащее Дальневосточному государственному рыбохозяйственному университету (Дальрыбвтуз) учебное парусное судно "Паллада", намотавшее за чуть более чем два десятилетия своей жизни по Мировому океану более 500 тысяч морских миль (расстояние от Земли до Луны и обратно), через полтора года после прошлого визита вновь зашло в самый оживленный порт планеты. И что даты двух визитов совпали тоже не слишком удивительно.

Удивительное заключается в другом. Не только Россия хочет учиться методике развития высоких технологий у не имеющего никаких природных ресурсов - даже достаточно пресной воды! - крошечного островка, для которого они - единственный шанс выжить. Но и сам Сингапур тоже хочет учиться у России - в том числе тому, как ходить под парусами.

Море - это море. А парус - это люди...

- Море остается морем, - говорит капитан "Паллады". - И чтобы использовать самые последние достижения в области нанотехнологий, необходимо иметь флот. Нужны моряки, которые занимаются внешнеторговой деятельностью, осуществляют перевозки. Супертанкеры, контейнеровозы - сегодня суда гражданского торгового флота превосходит по размерам атомные авианосцы. И строятся они не экзотики для, а экономики ради.

Конечно, когда речь заходит о таких махинах, то ошибка на два-три часа приводит к огромным экономическим потерям. Значит, необходимо использовать самые современные технологии.

- Раньше определяли местонахождение по Солнцу - и ошибались, - продолжает Зорченко. - Сегодня мы не можем себе позволить ошибку на метр. Наша навигационная техника и космическая навигационная техника - практически одно и то же.

Последние достижения науки и техники - и паруса?

- Паруса - это, прежде всего, работа, - отвечает капитан. - Все сегодня хотят быть операторами - что дворник, что моряк. Сел в каюте, вытянул ноги - и запускаешь программу, как вычистить коридор. Возможно, мы когда-нибудь до этого дойдем, но пока что море непредсказуемо. Когда я стою на берегу, то имею возможность обратиться за помощью, но стоит выйти в море - и надо надеяться на собственные силы. И на руки.

Зорченко уверен, что парус - как никакой другой вид морской практики - заставляет человека постоянно держаться в напряжении, очень четко понимать физику моря: "Вот встречаю большой пароход и спрашиваю: "Как за вами погода?" Танкер говорит: "Не знаю…" Он уверен в надежности корабля, силе энергетической установки. Но ведь и у танкера может сломаться какой-то маленький микрочип - и громадный двигатель в 50 тысяч лошадиных сил останавливается. И ждут, пока прилетит вертолет и сбросит маленькую посылочку…" 

- Поэтому парус - это, прежде всего, напряжение, сила и понимание моря, - заключает капитан "Паллады". - Парус - это люди. Люди, которые находятся в море. После парусника работа на всех остальных судах уже идет по упрощенному варианту. Это воспитание (а ведь наши курсанты - это будущие командиры). Не успел курсант отдать веревку, парус наберет ветер и корабль опрокинется.

Наследники Нахимова

Мачты "Паллады" вздымаются ввысь на 50 метров. Не дотягивают они, конечно, до вершин сингапурских небоскребов, превосходящих по высоте единственную гору островного государства. Но даже на фоне немаленького торгового центра "Виво-сити", напротив которого пришвартовано учебное судно, смотрятся они вполне внушительно…

В одном из музеев на борту "Паллады" (да-да, музеев там несколько) можно увидеть обломок фок-мачты, сломавшейся в открытом море 28 апреля 2009 года, когда фрегат участвовал в Международной парусной регате между портами Японии и Южной Кореи. Полая металлическая конструкция не выдержала напора ветра и согнулась, завалившись за борт.

И, глядя на ее обломок, легко представить себе, каково это: отдавать мокрые паруса под дождем и на штормовом ветру, в раскачивающейся тьме, на высоте в десятки метров. Отдать 26 парусов общей площадью 2 тысячи 771 квадратный метр…

- У вас есть и девушки? - спрашиваю двух преподавателей размещающихся на "Палладе" двух с лишним десятков курсантов Сингапурской морской академии, которым предстоит идти на судне до Гонконга.

- Целых девять девушек - и они тоже будут взбираться на мачты, в общем, делать все то, что положено моряку, - улыбается старший преподаватель Фу Нан Чо. - Нам очень повезло, что мы можем отправиться в море на этом чудесном паруснике, ведь их вообще становится все меньше… Что такое настоящее плавание, можно понять только на них. Это вершина морского опыта.

- Мы надеемся, что наши курсанты и курсантки найдут русских друзей, по возможности немного начнут говорить по-русски, откроют свои умы для понимания огромного мира, - заключает он.

А еще "Паллада" привезла в Сингапур фотовыставку, посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне - архивные фотографии, тексты на английском языке, рассказывающие о крупных сражениях в годы Великой Отечественной войне, а также агитационные плакаты военных лет, выполненные художниками Кукрыниксами.  Это тоже память - как живет на судне и память о первой "Палладе", капитаном которой был мало кому тогда известный капитан-лейтенант Павел Нахимов, впоследствии - легендарный русский адмирал.

Первая "Паллада" - фрегат русского военного флота - была построена в сентябре 1832 года на Охтинской верфи Санкт-Петербурга и через 20 лет направлена на Дальний Восток для усиления русского флота. На ней отправилась в Японию и дипломатическая миссия, секретарем которой был писатель Иван Гончаров, описавший свое путешествие в книге "Фрегат "Паллада".

Но в 1854 году началась война России с Англией и Францией, с находившегося тогда в Императорской Гавани фрегата для укрепления береговой батареи сняли пушки, и экипаж принял бой с англо-французской эскадрой на берегу. Но силы были неравные, поэтому фрегат было приказано затопить в бухте Постовая, чтобы он не достался врагу.

Императорская Гавань - ныне город Советская Гавань в Приморье. Его герб - трехмачтовый корабль с распущенными парусами в зеленом поле... "Паллада", ставшая символом связи прошлого с настоящим.

Сингапурские уроки для российских нанотехнологий

А теперь пора поговорить и о будущем. "Конечно, два дня - это недостаточный срок для детального знакомства с такой уникальной культурой инноваций, как сингапурская, однако перспективы нашего двустороннего сотрудничества в области высоких технологий представляются чрезвычайно многообещающими", - заявил Чубайс в выступлении на семинаре в Институте исследований материалов и машиностроения (ИИММ).

А России, действительно, есть чему поучиться у Сингапура. Валовые внутренние расходы "города Льва" на НИОКР составили в 2007 свыше 6,3 миллиардов сингапурских долларов (свыше 4,5 миллиарда американских и более чем вдвое выросли по сравнению с 3,01 миллиарда сингапурских долларов в 2000 году). Что, возможно, еще важнее, на каждый доллар, израсходованный  правительством, приходятся два, вложенных частным сектором, не сократившим финансирование НИОКР даже в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом. 

ИИММ, где выступил на семинаре глава "Роснано", принадлежит сингапурскому Управлению по науке, технологии и исследованиям (A*STAR), управляющему также 13 другими исследовательскими институтами, 6 консорциумами и тремя центрами, покрывающими тематику от клеточной биологии до машиностроения.

Самый любопытный из них - это, пожалуй, разместившийся в трех соединенных несколькими переходами на различной высоте трех многоэтажных башнях новейший технопарк "Фьюжнополис", открывшийся 17 октября 2008 года.

Он с самого начал объединил под одной крышей более тысячи ученых, инженеров и технических экспертов из государственных лабораторий A*STAR и частного сектора, работающих на самых различных направлениях научно-технического прогресса. Главной особенностью "Фьюжнополиса" является именно мультидисциплинарный подход, когда научно-технические открытия рождаются на стыках научных дисциплин, когда их совместно совершают ученые, которые при иных обстоятельствах и не знали бы о существовании друг друга.

Совместное размещение научных лабораторий и других организаций, слияние государственного и частного секторов дает Сингапуру серьезные преимущества для создания новых перспективных производств, для тесного взаимодействия между науками о жизни, физической наукой и техническим проектированием, считают в "городе Льва".

Не случайно именно специалисты A*STAR сделали летом прошлого года открытие мирового значения в области нанотехнологий: изобрели контролируемый молекулярный привод размером в 1,2 нанометра.

- Создать привод размером в несколько атомов - это одно, тогда как способность контролировать его движения и действия - нечто совсем другое, - говорит глава исследовательской группы профессор Кристиан Джоаким (Christian Joachim). - Нам удалось создать действительно полный работающий привод, который станет краеугольным камнем в разработке более сложных молекулярных машин размером не более песчинки.

Машин, которые смогут, например, идти по цепочкам ДНК и на ходу лечить их.

Приглашение к сотрудничеству

Ознакомив сингапурскую аудиторию с программой, согласно которой к 2015 году объем российского промышленного производства продуктов с применением нанотехнологий должен составить 20 миллиардов евро в год, глава "Роснано" подчеркнул, что РФ абсолютно открыта для сотрудничества с другими странами мира, и, в частности, переехавшими за рубеж на постоянное жительство бывшими россиянами. "У нас есть специальная программа такого сотрудничества, потому что экспаты, понимающие как саму Россию, так и страны, где они сейчас живут - это мост, который может связать РФ с этими государствами, - сказал Чубайс. - Только в американской "Кремневой долине" живет и работает 40 тысяч русских, и нам необходимо сотрудничать с ними".

"Роснано" уже приняла и проводит в жизнь уже 64 различных проекта, и в третьем квартале 2009 года достигла "проектной мощности": уровня, когда за квартал одобряется не менее 15 проектов, заключил Чубайс.

И уже до конца этого года, заявил он в интервью сингапурскому телевидению, уже должен быть одобрен и начать финансироваться как минимум первый совместный российско-сингапурский проект в данной области.

А парус… Парус останется парусом. Как останется в нашей жизни и многое другое, от чего не надо отказываться лишь потому, что кому-то это может показаться устаревшим.

- Я не считаю добычу нефти и газа врагом инновационной экономики, и не считаю, что мы должны от них отказаться радо создания инновационной экономики, - говорит Анатолий Чубайс. - Более того, добыча нефти и газа, которая при должном управлении создаст огромный спрос на высокие технологии, и должна стать одним из двигателей в создании российской инновационной экономики.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала