В Институт Штернберга пришли посмотреть на звезды тысячи человек - РИА Новости, 01.10.2009

В Институт Штернберга пришли посмотреть на звезды тысячи человек

Массовые наблюдения в ГАИШ проходили в рамках осеннего раунда проекта "100 часов астрономии", одной из акций российской программы Международного года астрономии, которым ООН объявила 2009 год.

МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. Около 10-15 тысяч человек стали в сентябре участниками беспрецедентной по продолжительности акции по открытым астрономическим наблюдениям, в рамках которой все желающие могли посмотреть в телескопы Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ (ГАИШ).

"Для нас это огромное счастье, что люди приходят, что людям нужно, что людям интересно", - сказал РИА Новости один из сотрудников института накануне вечером, в последний день массовых наблюдений.

С 1 сентября наблюдения проводились с 20.00 до 23.00, однако в последний вечер астрономы обещали работать до последнего посетителя.

На полутемной площади перед институтом - множество людей, ожидающих своей очереди, чтобы подняться в астрономическую башню. "Здесь около 800 человек", - сказал РИА Новости один из организаторов.

Происходящее напоминает одновременно пикник и митинг: ну ступенях здания в стиле "сталинский ампир" стоят столы с электрочайниками и термосами - замерзшие гости астрономов стоят в очереди за бесплатным чаем и кофе.

Ниже люди выстроились в четыре гигантские очереди, чтобы посмотреть в любительские телескопы, принесенные сюда участниками Московского астрономического клуба. Многие тревожно поглядывают на небо, по которому время от времени пролетают облака - успеют ли он посмотреть в телескоп до того, как небо затянет тучами.

Прямо на стену здания проецируют фотографии планет, туманностей, галактик, звездных скоплений, аспирант института сорванным голосом рассказывает в микрофон о том, что видно на фотографиях, объясняя законы эволюции звезд, и рассказывая о том, как и что произойдет с человеком, нырнувшим в "черную дыру". Вокруг него люди, греющие руки о стаканчики с чаем.

Чтобы попасть в астрономическую башню института и посмотреть в большой телескоп, нужно подойти к организаторам и получить листочек с номером группы.

Слышно, как в микрофон говорят: "Заходит девятая группа!". Наш номер - 26, но люди все еще продолжают прибывать. В течение месяца вечерние наблюдения заканчивались в 23.00, но сегодня организаторы пообещали работать до последнего посетителя.

Один из сотрудников института отмечает, что для ГАИШ это первый подобный опыт массовых наблюдений, хотя в 1990-е годы пытались проводить открытые наблюдения комет, но тогда это событие прошло незамеченным для публики.

"Сейчас, конечно, вмешались СМИ. Первого сентября у нас было 15 человек, 2 сентября - порядка 100-150, а 3 сентября - порядка тысячи, потом мы просто начали бояться, что не справимся", - сказал собеседник агентства.

Массовые наблюдения в ГАИШ проходили в рамках осеннего раунда проекта "100 часов астрономии", одной из акций российской программы Международного года астрономии, которым ООН объявила 2009 год.

С 24 по 27 сентября двери для всех желающих открыли практически все российские обсерватории - от подмосковной Звенигородской обсерватории Института астрономии РАН до Специальной астрофизической обсерватории в Карачаево-Черкесии, где установлен самый большой российский телескоп, шестиметровый рефлектор БТА.

Только ГАИШ проводил эту акцию с первого до последнего дня сентября.

Заместитель директора института Сергей Ламзин вернулся домой только в половину третьего ночи 1 октября. "Мы пока не знаем, будем ли мы проводить такую акцию в следующем году. Дайте нам отойти", - сказал он РИА Новости.